Сравнительная характеристика рядчика и Якова — героев рассказа И. С. Тургенева «Певцы»


В рассказе Ивана Сергеевича Тургенева «Певцы», входящим в цикл «Записки охотника», повествуется о том, как автор-рассказчик присутствовал на соревновании двух певцов из народа. Оно происходило в трактире сельца Колотовка. Сравнительная характеристика рядчика и Якова — двух молодых людей, соревновавшихся в пении, показывает сходство и различие этих героев.

Социальное положение, род занятий

Один из соревновавшихся в пении был не местный — это рядчик (то есть подрядчик, наниматель работников) из Жиздры, города в Калужской губернии. Он был, по мнению рассказчика, бойким и изворотливым городским мещанином.

Якова-Турка прозвали так, потому что он происходил от пленной турчанки. Работал Яков черпальщиком на бумажной фабрике у купца.

Внешность


Рядчику было лет 30. Он невысок, плотного сложения. Глаза его карие, бойкие, нос тупой, вздёрнутый, лицо рябое, волосы курчавые, бородка жидкая. Одет рядчик в новый тонкий армяк серого цвета, рубаха на нём была алая, а сапоги щегольские, с оторочкой.

Яков-Турок был худ, строен, выглядел «удалым фабричным малым и, казалось, не мог похвастаться отличным здоровьем». Щёки у него впалые, большие серые глаза беспокойны, нос прямой с подвижными тонкими ноздрями, крупные выразительные губы красивы, светло-русые кудри, закинутые назад, открывают белый покатый лоб. Всё лицо его изобличало страстного и впечатлительного человека. Одет он в долгополый голубой кафтан.

Сравнение пения рядчика и Якова

Автор-рассказчик не только присутствовал на состязании певцов, но и видел, какое у них было настроение перед выступлением.

Как герои готовятся к состязанию в пении

Настроение рядчика сначала было беспечным. Он сидел, болтая и постукивая ногами в щегольских сапогах и бойко поглядывая кругом. Но когда по жребию выпало петь ему первым, он разволновался и спросил, какую ему петь песню. Все решили, что он должен сам это определить. «Рядчик подумал немного, встряхнул головой и выступил вперёд», затем «закрыл до половины глаза и запел высочайшим фальцетом».

До начала состязания Яков «был в большом волненье: мигал глазами, нервно дышал, руки его дрожали, как в лихорадке». Когда пришла его очередь петь, он заробел, но Дикий-Барин ободрил его. «Яков помолчал, взглянул кругом и закрылся рукой», а когда открыл лицо, оно было очень бледно, «глаза едва мерцали сквозь опущенные ресницы. Он глубоко вздохнул и запел…»

Песни. Манера исполнения рядчика и Якова


Рядчик пел плясовую песню приятным, сладким голосом, немого сиплым. «…Он играл и вилял этим голосом, как юлою, беспрестанно заливался и переливался сверху вниз и беспрестанно возвращался к верхним нотам…»

У Якова манера пения была иная. Он, когда пел свою песню, голосом не играл. «Первый звук его голоса был слаб и неровен…» За ним «последовал другой, более твёрдый и протяжный… за вторым — третий, и, понемногу разгорячаясь и расширяясь, полилась заунывная песня». В голосе Якова была страсть, молодость, сила, сладость и скорбь. Яков уже не робел, им овладело упоение, «он отдавался весь своему счастью». Закончил он песню высоким, очень тонким звуком — «словно голос у него оборвался».

Реакция слушателей

Рядчика все слушали с большим вниманием, но сильного сочувствия в слушателях он не видел. Когда при особенно удачном переходе голоса один из слушателей вскрикнул от удовольствия, все встрепенулись. Двое из присутствовавших стали «вполголоса подхватывать, подтягивать», целовальник (то есть кабатчик) стал одобрительно качать головой, а взгляд Дикого-Барина, главного ценителя пения, который он устремил на рядчика, смягчился. Когда рядчик закончил петь, слушатели горячо высказали ему своё одобрение. Яков кричал: «Молодец, молодец!»

Реакция слушателей на пение Якова-Турка была иной. Его голос, казалось, проникал в душу слушателя. У рассказчика подступали к глазам слёзы. Целовальник потупился, а его жена плакала. Даже по лицу Дикого-Барина покатилась слеза. Видно было, что и на других слушателей пение Якова производит сильное впечатление. Рядчик не шевелился, поднеся кулак ко лбу.

Когда Яков закончил петь, никто не пошевелился и не крикнул, «все как будто ждали, не будет ли он ещё петь…» Дикий-Барин сказал: «Яша» — и положил ему на плечо руку. Рядчик сказал Якову: «Ты… твоя… ты выиграл» — и бросился из комнаты. Его быстрое движение нарушило очарование от пения Якова, и все радостно заговорили. В состязании победил Яков, и «глаза его так и сияли счастьем».

Оценка рассказчика


Слушая пение рядчика, рассказчик замечает, что «его переходы были иногда довольно смелы, иногда довольно забавны». А слушая песню Якова, он чувствовал, что в голосе певца звучала и дышала «русская, правдивая, горячая душа», которая хватала слушателей за сердце, «хватала прямо за его русские струны».

Пение Якова произвело на него сильное впечатление, и он, чтобы не испортить его, сразу вышел из кабака.

Сравнительная характеристика рядчика и Якова (таблица)

Параметры сравнения Рядчик Яков
Внешность, одежда Невысок, плотен, курчав. Его лицо рябое, глаза карие, нос вздёрнутый, бородка жидкая. Одет он в алую рубаху и новый серый суконный армяк. Худой, стройный молодой человек. У него «впалые щёки, большие беспокойные серые глаза», нос прямой, губы крупные, выразительные, светло-русые кудри закинуты назад. Одет он в голубой долгополый кафтан.
Род занятий Он рядчик, то есть занимается наймом рабочих. Работает на бумажной фабрике черпальщиком.
Настроение перед выступлением Сначала вёл себя свободно, беспечно, но перед началом состязания разволновался. Волноваться начал задолго до начала состязания. Когда подошла его очередь петь, он оробел.
Песня Пел весёлую плясовую песню «Распашу я, молода-молоденька…» Для исполнения выбрал печальную, заунывную песню «Не одна во поле дороженька пролегала».
Манера исполнения Пел высоким фальцетом, голос его «беспрестанно заливался и переливался сверху вниз». Слова песни сложно было уловить из-за множества украшений и восклицаний. Начал петь тихо, но постепенно звуки расширялись и в них слышалась и сила, и сладость, и скорбь. В песню он вложил свои чувства, свою душу.
Реакция слушателей Слушали пение внимательно, сначала не очень сочувственно, но потом одобрительно. Многие слушали со слезами на глазах, а жена целовальника даже рыдала, потому что пение Якова затронуло их душу.
Оценка рассказчика Пение рядчика ему нравится смелыми переходами с низких на верхние ноты и удалью. Пение Якова затронуло душу рассказчика, произвело на него сильное впечатление.
Вывод Тургенев показал, что песни раскрывают национальный характер певца. Если в песню вкладывать свою душу, она тронет слушателей.

Вывод


В рассказе «Певцы» И. С. Тургенев сравнил пение двух главных героев, чтобы показать разные типы талантливых русских людей. Сравнительная характеристика рядчика и Якова показывает, что это люди разные по характеру. Рядчик — человек бойкий, видимо, весёлый и самоуверенный, а Яков-Турок впечатлителен и страстен. Но несмотря на различие, у них есть сходство — они оба любят русские песни.

Смысл противопоставления Якова и рядчика состоит в том, что человек, который вкладывает в пение или любое другое дело душу, пробуждает в людях добрые чувства.

Учительница Косточка задаёт прочитать:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.