Главный герой романа Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети» (1861 г.) Евгений Базаров не признавал ценности старого мира «отцов». Он поставил себя выше тех патриархальных ценностей, которые царили в его родной семье, и тех интересов, которые были присущи членам семьи его друга Аркадия Кирсанова. Сравнительная характеристика семей Базаровых и Кирсановых поможет определиться со своим мнением о героях романа и лучше понять замысел автора.
Содержание
Социальное положение членов семей Базаровых и Кирсановых.
Родители Евгения Базарова и родители, а также дядя Аркадия Кирсанова — дворяне. Но если Кирсановы — потомственные дворяне, то отец Евгения Василий Иванович заслужил дворянство отличной службой в должности полкового лекаря (причём служил он в дивизии деда Аркадия, боевого генерала 1812 года). Сейчас старший Базаров находится в отставке.
Мать Евгения, Арина Власьевна, была из столбовых дворян, то есть древнего потомственного дворянского рода. По линии матери дворянство не передавалось, а по линии отца Евгений мог бы быть дворянином (если только тот получил дворянство не личное, а потомственное и ходатайствовал о дворянстве и для сына). Но, вероятно, Евгений был разночинцем, он и говорит о дворянах так, будто к ним не имеет никакого отношения.
Все члены семьи Кирсановых — братья Николай Петрович и Павел Петрович и сын Николая Петровича Аркадий — являются потомственными дворянами.
Образ жизни
Образ жизни семьи Базаровых
Родители Базарова после того, как Василий Иванович вышел в отставку, стали жить в имении Арины Власьевны, где было 22 крепостных крестьянина. Арина Власьевна предоставила управление своим имением мужу. В домашнем хозяйстве, варенье и сушенье она была сведуща, хотя сама ничего не делала, а только указывала, что делать своим дворовым людям.
Когда Аркадий приехал вместе с Евгением к родителям Базарова, Василий Иванович предупредил гостя, что у них «здесь всё по простоте, на военную ногу». «…Мы живём здесь, так сказать, на бивуаках…» — говорит он Аркадию (глава XX).
«Отставной штаб-лекарь… теперь вот в агрономы попал», — сообщает Василий Иванович о себе. Он «посадил мужиков на оброк и отдал им свою землю исполу» (глава XX). Василий Иванович — человек деятельный, энергичный, добрый, занимается садоводством, от медицинской практики он отказался, но когда к нему приходят больные за советом, им не отказывает.
Евгений Базаров такой же деятельный и трудолюбивый человек, как отец. Даже на отдыхе после учёбы он занимается делом: изучает природу, делает физические и химические опыты, помогает отцу лечить крепостных.
Образ жизни семьи Кирсановых
В Марьино, имении Кирсановых, хозяйственными делами занимается отец Аркадия Николай Петрович. Имение хорошее, крепостных — 200 душ. Николай Петрович «размежевался с крестьянами и завёл „ферму“ — в две тысячи десятин земли». Он старается постигнуть сельскохозяйственную науку, но это ему не очень удаётся, поэтому имение приносит очень небольшой доход. На досуге Николай Петрович читает, играет на виолончели.
Его брат, Павел Петрович, поселившийся в Марьино после того, как Николай Петрович овдовел, устроил свою жизнь на английский лад, с соседями почти не общался, выезжал в город только на местные выборы. В хозяйственные дела брата он не вникал, но когда тот нуждался в деньгах, всегда выручал его.
Аркадий, приехав в родное имение после окончания учёбы в университете, наслаждался отдыхом, сибаритствовал. В конце романа он показан как помещик, умело распоряжающийся имением, которое стало приносить хороший доход.
Отношения в семьях Базаровых и Кирсановых
Арина Власьевна вышла замуж за Василия Ивановича Базарова по желанию родителей, но против своей воли. Много лет она странствовала с мужем, служащим лекарем в полку. Относилась к нему Арина Власьевна хорошо, «а сына своего она любила и боялась несказанно» (глава XX).
Василий Иванович с женой живёт в согласии, относится к ней хорошо, а сына боготворит и гордится его умом и способностями.
Евгений же к родителям относится снисходительно. «Презабавный старикашка и добрейший. Такой же чудак, как твой, только в другом роде. Много уж очень болтает», — говорит Евгений Аркадию о своём отце. А о матери он сообщает: «…она у меня без хитростей. Обед нам, посмотри, какой задаст» (глава XX).
В семье Кирсановых между братьями царит взаимопонимание, они любят и уважают друг друга. Любят они и Аркадия, но огорчены, что приехав после учёбы домой, он стал, под влиянием Базарова, нелестно отзываться о том, что им дорого: о принципах, искусстве и многом другом.
Аркадий любит и отца, и дядю, он совсем не хочет их огорчать тем, что считает их идеалы отжившими, но всё же по-мальчишески гордится, что у него передовые, смелые суждения.
Взгляды на жизнь представителей семей Базаровых и Кирсановых
Василий Иванович Базаров считает, что «для человека мыслящего нет захолустья». Он старается «не зарасти, как говорится, мохом, не отстать от века». Василий Иванович следит за науками, занимается самообразованием. «Я тоже психолог по-своему и физиогномист», — говорит он Аркадию (глава XXI).
Василий Иванович не так религиозен, как его жена, но всё же верит в Бога.
Арина Власьевна очень набожна, верит в приметы, сны и прочее, в её взглядах на окружающий мир видна близость дворянской и крестьянской культур. Она «не гнушалась ни подобострастием, ни земными поклонами», так как знала, что простой народ должен служить господам. Но со слугами и крестьянами обходилась она ласково, никого не осуждала, хотя иногда и сплетничала.
У старшего поколения семьи Кирсановых не такие патриархальные взгляды, как у Арины Власьевны, они тоже стараются «не отстать от века», как Василий Иванович.
Павел Петрович считает, что либеральные принципы не устарели, что их нужно неизменно придерживаться. Он в своей жизни придерживается аристократизма, считает его за принцип и уверен, что без принципов жить сейчас могут лишь пустые или безнравственные люди.
Николай Петрович, старавшийся читать новейшие сочинения, чтобы не отстать от века и чтобы иметь с сыном общие взгляды на жизнь и общество, сейчас понял, что это ему не удалось. Он не согласен с нигилистическими суждениями сына и его приятеля Базарова, не понимает, как можно отвергать всё, что так дорого ему: искусство, поэзию, красоту природы, любовь. Николай Петрович всё же думает, что будущее за людьми, которые не предаются мечтам, как он, а действуют, и смиряется со своей участью «отставного человека».
Молодые представители семей Базаровых и Кирсановых, Евгений и Аркадий, увлечены новым типом мировоззрения — нигилизмом, при котором человек отрицает сложившиеся общественные порядки, нормы и ценности. Оба молодых человека считают, что идеалы, нормы нравственности канут в лету, так как этого требует современное состояние народа.
Но если Евгений — настоящий бунтарь, противопоставивший себя обществу и отрицающий всё, что не приносит практической, материальной пользы для людей, то Аркадий примкнул к сторонникам нигилизма просто из молодого задора. На самом деле, младший Кирсанов — такой же, как его отец и дядя, ему близки их политические и эстетические взгляды. Евгений понимает, что Аркадий — его временный попутчик, что скоро они окончательно разойдутся в своих взглядах на жизнь.
Сравнительная характеристика семей Базаровых и Кирсановых (таблица)
Параметры сравнения | Семья Базаровых | Семья Кирсановых |
Социальное положение | Родители Евгения — дворяне: мать — столбовая дворянка, а отец пожалован в дворяне за служебные заслуги. Евгений — разночинец (так как отец получил дворянство уже после рождения сына, а по материнской линии оно не передавалось). | Потомственные дворяне. |
Образ жизни | Родители Евгения ведут патриархальный образ жизни. Отец управляет имением, а мать умело руководит домашним хозяйством. Отец ведёт деятельный образ жизни, ухаживает за садом, бесплатно лечит бедных людей.
Евгений очень трудолюбив, даже летом после учёбы он не сидит без дела: собирает растения, насекомых, изучает физиологию лягушек, делает химические и физические опыты. |
Делами имения Марьино занимается Николай Петрович, хозяйствует он не очень удачно. В свободное время он любит читать, играть на виолончели.
Павел Петрович не вмешивается в дела по управлению имением, но помогает брату деньгами, когда нужно. Аркадий, закончив университет, пока не нашёл себе занятия, сибаритствует. Но в конце романа он уже успешный помещик. |
Отношения членов семей друг с другом | Супруги Базаровы относятся друг к другу хорошо, а сына своего очень любят, почти боготворят.
Евгений любит родителей, но относится он к ним снисходительно. |
Братья Кирсановы живут дружно, друг друга уважают. Аркадия они любят. Они озабочены тем, что он резко поменял свои взгляды на жизнь под влиянием своего приятеля Базарова.
Аркадий городится своими нигилистическими взглядами, с упоением провозглашает их, хотя и видит, что они не по нраву отцу и дяде, которых он любит. |
Взгляды на жизнь | Василий Иванович считает, что нужно следить за новостями науки, заниматься самообразованием.
Арина Власьевна, его жена, жила просто, её взгляды на жизнь мало отличались от взглядов крестьянок: те же суеверия, те же гадания и т. п. Их сын Евгений — убеждённый нигилист, отвергает авторитеты, идеалы, признаёт только практическую пользу. |
Либералы братья Кирсановы считают себя умными, передовыми людьми. Павел Петрович считает либеральные принципы 40-х годов 19 века актуальными и сейчас.
Николай Петрович с братом согласен, но всё же, с приездом сына и Базарова, чувствует, что в их глазах он «отсталый человек» и начинает мысленно соглашаться с этим. Аркадий увлечён нигилизмом, ему нравится всё отрицать. Но постепенно он понимает, что это просто теория, что отрицать чувства, искусство, красоту природы неправильно. |
Вывод | Главный герой романа Евгений Базаров не находит единомышленников ни в своей семье, ни в семье своего приятеля Аркадия Кирсанова, да и Аркадий оказался просто его временным попутчиком. |
Вывод
В романе «Отцы и дети» И. С. Тургенев показал, что нигилизм и крайний материализм чужд большинству людей середины 19 века. Это видно и из сравнительной характеристики семей Базаровых и Кирсановых, ведь ни у кого из их представителей нет настоящего взаимопонимания с Евгением Базаровым. Даже его отец, гордящийся сыном, не совсем понимает его, тем более Евгений общается с ним мало и неохотно. Автор показал духовное одиночество главного героя не только среди своих никчемных единомышленников (к которым относятся Ситников и Кукшина) и временных попутчиков (как Аркадий), но и среди родных, которые любят его.
В конце романа Тургенев показал, что те, кто безоговорочно отрицает духовные ценности и идеалы отцов, связь поколений, не имеют будущего. Это символически отражено в том, что главный герой умирает в то время, когда жизнь разбила его убеждения.