Образы Вольги Святославовича и Микулы Селяниновича — древнейшие былинные образы. В былине «Вольга и Микула Селянинович» оба главных героя являются эпическими героями, так как обладают мудростью, доблестью и действуют в реальном историческом времени — во времена Киевской Руси. Сравнение Вольги Святославовича и Микулы Селяниновича представлено в сравнительной характеристике этих героев.
Содержание
Происхождение, социальное положение, род деятельности
Вольга Святославович и Микула Селянинович по своему социальному положению совершенно разные люди. Первый происходит из княжеского рода, а второй — простой крестьянин. Первый живёт поборами с подвластных ему городов, а второй — своим трудом землепашца.
Внешность, речевая характеристика
В былине дано только описание внешности Микулы Селяниновича, так как народ, создавший былину, считал его главным героем этого произведения. Скорее всего, внешность и одежда другого героя былины типичны для князей того времени. А вот внешность и наряд пахаря народ описал с любовью, отмечая красоту героя: он кудрявый молодец с ясными глазами, чёрными бровями. И наряд у него красивый, праздничный, он в нём и трудится в поле, так как для него работа является праздником.
Особенности речи Вольги и Микулы Селяниновича во многом сходны. Оба они говорят доброжелательно, ласково, используя уменьшительные слова («бороздки», «дядюшка», «мужички», «оратаюшко», «сошка», «конёк»).
Характер, поступки
У Вольги Святославовича можно отметить, в первую очередь, такую черту характера, как стремление к знаниям. Былина и начинается с рассказа о том, что захотелось князю «много мудрости».
У Микулы Селяниновича же главное качество — это трудолюбие. Сильный пахарь работает с удовольствием: «…А бороздочки он да помётывает, //А пенья-коренья вывёртывает, //А большие-то каменья в борозду валит». Он радеет за своё дело, беспокоится, когда, уехав с Вольгой, забыл спрятать соху — ведь её может украсть какой-нибудь мужик, и ему нечем будет работать.
Есть и сходные черты характера у Вольги Святославовича и Микулы Селяниновича:
Сходство и различие героев
Сходство Вольги Святославовича и Микулы Селяниновича состоят в том, что оба богатыря молоды, приветливы, добродушны, отзывчивы, готовы помочь друг другу.
Главное различие Вольги и Микулы Селяниновича — в их социальном положении. Вольга Святославович — князь, племянник и крёстный сын киевского князя Владимира. Живёт он поборами со своих городов, то есть забирает у людей доходы от их труда. Микула Селянинович — крестьянин-землепашец, живёт доходом от своего труда. Он делится с односельчанами плодами своего труда, угощает мужичков.
Хотя оба героя былины — славные богатыри, Микула Селянинович отличается от Вольги Святославовича своей несокрушимой силой: он легко выдернул из земли соху, чего не смогла сделать вся храбрая княжеская дружина. Даже рабочая лошадь пахаря, соловая кобылка, обгоняет боевого коня князя.
Отношение автора к героям былины
Автором былины «Вольга и Микула Селянинович» является русский народ. Автор относится к Микуле и Вольге по-разному. Хотя он восхищается мудростью, ловкостью князя, его умением оборачиваться рыбой, птицей, зверем, но авторские симпатии на стороне пахаря, который выращивает рожь, варит из неё пиво и угощает им односельчан. Автор показывает, что этот герой состоит в крестьянской общине, что цель его жизни — мирный труд и созидание.
Сравнительная характеристика Вольги Святославовича и Микулы Селяниновича (таблица)
Параметры сравнения | Вольга Святославович | Микула Селянинович |
Социальное положение | Князь. | Крестьянин. |
Отличительные черты характера | Стремление к знаниям, мудрость, ловкость. | Трудолюбие. Свою огромную силу пахарь применяет для мирного труда. |
Сходство в характере | Оба героя добродушны, приветливы, отзывчивы, готовы друг другу помочь. | |
Вывод | Несмотря на то, что князь умён и ловок, симпатия создателей былины на стороне крестьянина. Могучий пахарь свою силу получил от матери-земли и живёт плодами своего труда, а не поборами с людей, как князь. |
Вывод
Образы Вольги Святославовича и Микулы Селяниновича, главных героев русской былины «Вольга и Микула Селянинович», имеют много общих черт, но много и различий. Образ Вольги Святославовича — это образ былинного князя, мудрого, обладающего необычной способностью оборачиваться в зверей, птиц, рыб и в таком виде устраивать охоту и рыболовство, заворачивая зверей в ловушки, птиц в силки, а рыб в сети. Описание такой волшебной охоты и волшебного рыболовства этого богатыря есть в былине «Вольга». В начале былины «Вольга и Микула Селянинович» упоминается способность князя быть оборотнем. Именно поэтому некоторые исследователи считают, что в его образе воссоздан языческий бог охоты, который в Киевской Руси мог приобрести черты типичного феодала, выезжающего в свои владения за данью.
Эти исследователи полагают, что в образе Микулы Селяниновича воссоздан языческий бог земледелия, покровителя русских земледельцев, который во времена Киевской Руси приобрёл черты типичного крестьянина-пахаря.
Образ Микулы Селяниновича в былине явно противопоставлен образу князя Вольги Святославовича, так как Микулушка — крестьянин-пахарь, живущий плодами своего созидательного труда. Сила Микулы — в связи с землёй, с народом. Образ князя представлен в былине, чтобы через сопоставление показать превосходство над князьями крестьянина, занятого мирным трудом. Все мудрости Вольги — ничто в сравнении с крестьянской силой Микулушки.