Сравнительная характеристика Жилина и Костылина — героев рассказа Л. Н. Толстого «Кавказский пленник»


В рассказе Льва Николаевича Толстого «Кавказский пленник», написанном в 1872 году, повествуется о двух русских офицерах, попавших в плен к горцам. Сравнительная характеристика Жилина и Костылина поможет понять смысл этого произведения.

Социальное положение и материальный достаток

Герои рассказа «Кавказский пленник» Жилин и Костылин — дворяне. Они служили офицерами в действующей армии на Кавказе. Там в то время была война с горцами (в рассказе они называются татарами).

Жилин происходил из небогатой семьи, поэтому помогал матери — посылал ей своё жалованье. А Костылин был из зажиточной семьи.

Внешность и смысл фамилий

Герои были не похожи друг на друга.

«…Жилин хоть невелик ростом, а удал был». Смысловое значение его фамилии — жилистый, крепкий, сильный, выносливый.

«А Костылин — мужчина грузный, толстый, пухлый, весь красный, а пот с него так и льёт». Смысловое значение его фамилии — костыль, опора, больной, слабый.

Характер, поведение в плену и во время побегов

Когда герои попали в плен к татарам, проявились главные черты их характера.

Попав в плен, Костылин вёл себя смирно, сразу согласился написать домой, чтобы за него прислали выкуп — 5 тысяч рублей. Написал он письмо и стал ждать выкуп. Бежать из плена Костылин не собирался и большую часть времени спал в сарае. Был он безвольный, равнодушный ко всему, бездеятельный.

А Жилин в плену проявил твёрдость характера. Он не согласился на выкуп в 3 тысячи рублей, сказал, что могут за него прислать только 500 рублей. Несмотря на угрозы, Жилин настоял на своём. Он вёл себя смело, потребовал, чтобы их с Костылиным кормили хорошо, одели-обули как следует, чтобы держали их вместе и колодки с ног сняли. На всё согласился их хозяин, но колодки велел снимать только ночью. А умный Жилин, вытребовав всё это, написал письмо о выкупе, но адрес написал не тот, чтобы оно не дошло. Не хотел офицер волновать свою старенькую мать, да и если бы она собрала 500 рублей, то разорилась бы совсем. Надеялся Жилин, что сам сможет выбраться из плена. А торговался он за выкуп, чтобы показать горцам, что не боится их и чтобы они с ним считались и уважали его.

Жилин не спал целыми днями, как Костылин, а всё высматривал, как ему бежать. Он знал, что письмо его не дойдёт до матери, и надеялся только на себя. Он не сидел сложа руки, а ходил по аулу или плёл из прутьев корзины, лепил из глины кукол. «…Жилин на всякое рукоделье мастер был». Он был деятельный человек и верил, что выберется из плена.

По ночам стал Жилин делать в сарае подкоп. Прокопал он большую дыру. Сейчас нужно было узнать, в какую сторону идти. Когда хозяин уехал, пошёл Жилин за аул на гору, чтобы оттуда местность осмотреть. Сынишка хозяина побежал за ним и закричал, что отец не велел туда ходить. Но находчивый Жилин сказал, что там нужно травы найти, чтобы горцев лечить, и что с колодкой он не убежит. Сходили они с мальчиком на гору, понял Жилин, что в долине между двух гор должна быть русская крепость.

Жилин был не только наблюдательным, но и предусмотрительным: для побега он набрал лепёшек и уговорил робкого Костылина тоже бежать из плена.

Жилин — хороший, верный товарищ. Когда во время первого побега Костылин в пути из плена ослабел и не мог идти, Жилин подумал: «Бросить товарища не годится» — и понёс его на закорках.

Жилин — очень упорный и умный человек. Во время своего второго побега он держался в тени и спешил, чтобы дойти до своих пока не рассвело. Он упорно старался сбить колодку с ноги, но ничего не получалось, так и шёл в колодке. За упорство и смелость судьба его вознаградила — беглец увидел крепость, казаков и солдат. После возвращения из плена этот офицер продолжал служить на Кавказе.

Костылин был человеком трусливым, робким. Перед тем, как они попали в плен, увидел он конных горцев, бросил безоружного Жилина и поскакал с ружьём к крепости. Но всё же и Костылин один раз поступил благородно: когда Жилин собрался бежать из плена второй раз, он помог ему выбраться из ямы, в которой их держали. Это был мужественный поступок, ведь горцы догадались, что Костылин помог бежать Жилину, и, наверно, отомстили ему. Когда прислали за него выкуп, его привезли в русскую крепость еле живого.

Сравнительная характеристика Жилина и Костылина (таблица)

Параметры сравнения Жилин Костылин
Смысл фамилии Жилистый, сильный, выносливый Костыль — опора, больной, слабый.
Внешность Невысокий, мускулистый, «невелик ростом, а удал был». Пухлый, толстый, в жару сильно краснеет и потеет.
Социальное положение Дворяне, служат офицерами в действующей армии на Кавказе.
Черты характера Смелость, решительность, сила духа, упрямство, наблюдательность, смекалка, активность, верность товарищу. Слабость духа, трусость, робость, пассивность, покладистость, безволие, способность на предательство и, в то же время, на помощь товарищу.
Отношение к лошадям Когда помчался на лошади от татар, думал: «Матушка, вынеси, не зацепись ногой, спотыкнёшься — пропал». «Плетью ожаривает лошадь то с того бока, то с другого».
Поведение в плену В плену проявил мужество, твёрдость характера, упрямство (не согласился на выкуп в 3 тысячи рублей). Он любознательный и наблюдательный: стал понимать язык горцев, ходил по аулу, всё примечал, подружился с Диной, прикормил собаку. Ждал, когда пришлют за него выкуп в 5 тысяч рублей. Ничего не делал, только высчитывал, когда письмо с просьбой о выкупе родным придёт да спал.
Поведение во время первого побега Сделал подкоп в сарае, уговорил Костылина бежать из плена. Помогал товарищу, когда тот совсем обессилел и даже нёс его на себе. Быстро обессилел, потому что целый месяц в плену не двигался. Когда Костылин не мог уже идти, и Жилин стал его поднимать, он громко вскрикнул. Из-за этого их и поймали — крик услышал татарин, который гнал корову.
Поведение во время второго побега Упорно шёл всю ночь. Шёл с колодкой на ноге, выбиваясь из сил, и наконец увидел крепость. Отказался бежать второй раз.
Мнение о героях Абдул-Мурата, у которого они были в плену Уважает за твёрдость характера, называет джигитом. Называет смирным.
Вывод Жилину присущи только положительные качества характера. Сила духа и физическая выносливость помогли ему обрести свободу. А слабый характером, и физически Костылин в плену мог не выжить. Когда его выкупили за 5 тысяч рублей, то привезли в крепость едва живого.

Вывод


Сравнительная характеристика Жилина и Костылина, героев рассказа Л. Н. Толстого «Кавказский пленник», показывает, что эти герои по характеру очень разные. Жилину присущи положительные черты характера: чувство собственного достоинства, благородство, гордость, смелость, несгибаемость воли. За эти качества его уважал даже Абдул-Мурат, у которого он с Костылиным был в плену, и называл его джигитом. Жилин силён не только духовно, но и физически, хотя был невысокого роста. Он ловок, вынослив, подвижен, энергичен. Все эти качества (и духовные, и физические) помогли ему бежать из плена.

А Костылин был слаб духом, труслив, ленив, мало двигался, поэтому совсем обессилел при побеге и чуть не умер в плену. Когда его освободили, он был чуть жив.

Противопоставление Жилина и Костылина выявляет идею рассказа. Она состоит в том, что при любых трудностях не стоит сдаваться и опускать руки, нужно упорно идти к своей цели, преодолевая препятствия.

Сообщения на “Сравнительная характеристика Жилина и Костылина — героев рассказа Л. Н. Толстого «Кавказский пленник»


      1. Оформление сайта подняло мне настроение, спасибо


    1. Кол в журнал за обзывательство! Указкой по лбу! Ыть!


        1. Неееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееет
          Много писать


    1. Докажи! Напиши сюды сочинение на тему «Акакий Акакиевич и значительное лицо»! Ыть!


          1. Я не сдержалась и стала двоечницей.


    1. Очень хорошо! Правда нету как они себя вели во время побега: ( но нечего найду в книжке👍


      1. Про поведение во время побега добавлено. Ученице, сделавшей сравнительную характеристику Жилина и Костылина, пятёрка исправлена на тройку и сделан строгий выговор. Ыть!


      1. Кто-то в одном предложении сделала две ошибки: не поставила запятую перед словом «что», в слове двоечница вместо «ч» написала «ш». Двойка! В угол, на горох! Ыть!


  1. Чтобы оценить материал, надо знать, что тебе нужно и поработать с текстом.


    1. Дизайн придумала учительница русского языка и литературы с 40-летним стажем Афелия Карловна Косточка. Ыть!


  2. аааааааааааааааааааааааааааааааааа что за хрень


    1. Дизайн Ыти делала учительница русского языка и литературы с 40-летним стажем Афелия Карловна Косточка. Ыть!


  3. Учительница косточкаа вы смотрели фильм чебурашка?


    1. Нет! Нечего фильмы чебураховые смотреть! Надо книги читать! Ыть!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.