Образ и характеристика Андрея Болконского — героя романа-эпопеи Л. Н. Толстого «Война и мир»

В романе-эпопее Л. Н. Толстого «Война и мир» образ Андрея Болконского занимает важное место. Этот герой ищет собственный путь, своё предназначение видит в служении Отчизне.

Портрет: описание внешности, манера поведения

Князь Андрей Болконский — молодой человек небольшого роста, весьма красивый, «с определёнными и сухими чертами». Лицо князя выразительно, по его выражению видно, какие чувства он испытывает. Когда в начале романа читатель видит его на вечере Анны Павловны Шерер, скучающий, усталый взгляд Болконского говорит о том, что все светские люди, собравшиеся в гостиной, ему надоели.

С людьми, неприятными ему, князь обращается «сухо-неприятно», часто «с гримасой, портившею его красивое лицо», говорит с ними резким, неприятным голосом. Но к тем, к кому относится хорошо, он обращается с доброй улыбкой, говорит ласково.

Происхождение, семья

Андрей Болконский — дворянин, единственный сын генерал-аншефа князя Николая Андреевича Болконского, безвыездно жившего в своём имении Лысые Горы. Отец дал сыну хорошее образование, трудовое воспитание, приучил быть деятельным. Младшая сестра князя Андрея княжна Марья жила вместе с отцом, а князь Андрей жил в Петербурге вместе со своей женой Лизой.

Характер

Андрей Болконский — незаурядный человек с непростым характером. Он склонен к анализу не только внешних событий, но и своего душевного состояния. Его суждения указывают на острый ум, хорошее образование, широкий кругозор. Он очень начитан, много знает, следит за событиями в мире.

Андрею Болконскому присущи следующие черты характера:

  • деловитость, практическая цепкость, стремление к деятельности, полезной для общества;
  • любовь к Родине;
  • сильная воля;
  • решительность;
  • храбрость;
  • гордость, независимость;
  • верность своему слову;
  • замкнутость, сдержанность;
  • скептицизм;
  • отвращение к лицемерию.

Такие черты характера как скептицизм и замкнутость проявляются у князя Андрея даже в общении с теми, кого он любит: с отцом, княжной Марьей, Пьером, Наташей.

Князь Андрей, в отличие от Пьера, не любит мечтательного философствования, он деловит, собран, трудолюбив, деятелен.

Отношение к окружающим

Пьер Безухов «всегда удивлялся способности князя Андрея спокойного обращения со всякого рода людьми». К окружающим Болконский относится по-разному, в зависимости от своего мнения о них.

Отношение к светскому обществу

К людям высшего света князь Андрей относится с презрением. С ними он вежлив, холоден, насмешлив, с досадой слушает их пустые речи, не притворяясь заинтересованным. Ему надоели люди, имеющие на себе «общий светский отпечаток», он говорит с ними сухо, неохотно, часто презрительно. «Эта жизнь, которую я веду здесь, эта жизнь — не по мне!» — говорит Болконский Пьеру Безухову перед уходом на войну.

Отношение к семье

Своего отца, давшего ему прекрасное воспитание и образование, князь Андрей любил, к его чудачествам относился «в основном» снисходительно. Он уважал отца за знания, трудолюбие, чувство собственного достоинства и прислушивался к его мнению. Хотя князь Андрей был независим, он уступил, когда отец потребовал, чтобы сын отложил свадьбу с Наташей Ростовой на год. Князь Андрей не хотел заслужить гнев отца, когда, может быть, его отцу осталось жить недолго. Это разрушило бы половину его счастья, как он писал сестре из-за границы.

К сестре княжне Марье Болконский относится хорошо, сочувствует ей, что с отцом ладить непросто, так как к старости его характер стал тяжёлым.

В браке князь Андрей несчастлив. Его жена Лиза «воспитана и росла в свете». Она легкомысленна, весела, добродушна, то есть её характер совсем не похож на характер князя Андрея. В их семье нет любви и счастья. Когда жена умирает в родах, Болконский винит себя в том, что относился к Лизе холодно, с иронией, уделял ей мало внимания.

К маленькому сыну Николеньке князь испытывает любовь, переживает, когда мальчик заболел, ухаживает за ним.

Дружба Андрея Болконского и Пьера Безухова

Князь Андрей очень хорошо относится к Пьеру Безухову, он добр к нему, считает его одним живым человеком среди всего петербургского света, ценит за простоту, совестливость, доброту.

Пьеру же его старший друг казался «образцом всех совершенств», он поражался его силе воли, «необыкновенной памяти, начитанности», его поражало в князе Андрее «отсутствие способности мечтательного философствования».

Андрей Болконский и Наташа Ростова

Любовь к Наташе помогла князю Андрею вернуться после депрессии к полноценной жизни, поверить, что он ещё может быть счастлив. Общение с этой оживлённой, поэтической, прелестной девушкой пробудило в нём лучшие чувства. Слушая её пение, он почувствовал, что «в душе его произошло что-то новое и счастливое».

Наташа тоже полюбила князя и приняла его предложение стать женой. Однако, по настоянию отца Болконский отложил свадьбу на год и уехал за границу. Наташа, не выдержав испытания разлукой, увлеклась Анатолем Курагиным и написала жениху письмо с отказом. Чтобы заглушить боль от разочарования в любимой, Болконский вновь возвратился в армию.

Когда смертельно раненный князь Андрей попадает под опеку семьи Ростовых, уезжавших из Москвы, Наташа стала ухаживать за ним. Она винила себя в измене жениху, в том, что принесла ему горе. Князь Андрей прощает её.

Служба. Участие в войнах

Не в силах больше вести пустую светскую жизнь, князь Андрей идёт на войну служить адъютантом к Кутузову. Ещё одна причина этого — мечты о славе.

Его чувство собственного достоинства проявилось в столкновении со штабными офицерами, равнодушными к тому, что французы разбили союзную австрийскую армию. Он говорит, что если штабным офицерам нет дела до общего успеха или общей неудачи, то они не офицеры, а «лакеи, которым дела нет до господского дела» (том 1, часть 2, глава 3).

Болконский участвовал в Шенграбенском сражении. В Аустерлицком сражении он совершил подвиг: бросившись со знаменем вперёд, поднял весь батальон в атаку и был ранен в голову.

Во время Отечественной войны 1812 года князь Андрей отказался от штабной работы, чтобы командовать полком. Он сблизился с солдатами, заботился об их благосостоянии. Накануне Бородинского сражения князь говорит Пьеру о решающей роли «духа войска»: «Сражение выигрывает тот, кто твёрдо решил его выиграть» (том 3, часть 2, глава 25).

Во время Бородинского сражения Болконский получил осколочное ранение в живот от разорвавшейся гранаты.

Духовные искания

Андрей Болконский, человек с богатым внутренним миром, прошёл непростой жизненный путь, это был долгий путь духовных исканий.

Начало пути духовных исканий

Поиск смысла жизни начинается у этого героя с мечты о подвиге и славе. Он убеждён в не случайности своего присутствия в мире. В начале романа читатель видит князя, мечтающего о славе, о подвигах ради счастья и благополучия людей. Такую славу, по его мнению, обрёл его кумир Наполеон Бонапарт. Во время военных действий Болконский ищёт случая найти «свой Тулон», подобно Наполеону, и отличиться на поле боя.

Лёжа после тяжёлого ранения в голову на поле под Аустерлицем, князь Андрей видит над собой бездонное, спокойное небо. Это вечно небо говорило о бренности его желания славы. К раненому подъезжает со свитой Наполеон, любующийся убитыми русскими солдатами. Болконский видит ничтожность этого человека и разочаровывается в своём кумире. Он осознал незначительность «великого» Наполеона с его славой по сравнению с вечностью неба Аустерлица. Князь понял всю глупость войны, мелочность мечты о славе, осознал, что главные ценности в жизни — это близкие люди, их счастье.

Духовное перерождение

Выжив после ранения, пережив смерть жены, князь Андрей решил больше не служить, а жить для себя и своих близких. За два года жизни в деревне он внутренне изменяется, его духовное перерождение, начавшееся под Аустерлицем, продолжается. У Болконского уже нет узкоэгоистических целей, он думает о семье, о будущем сына, обустраивает своё имение Богучарово.

В эти два года Болконский перевёл в одном своём имении крестьян в вольные хлебопашцы (то есть освободил от личной крепостной зависимости), в другом заменил барщину оброком. Он много читал, следил за внешней и внутренней политикой, занимался «составлением проекта об изменении наших военных уставов и постановлений».

Свой новый взгляд на жизнь Болконский высказал Пьеру, когда тот приехал к нему в Богучарово. По его мнению, счастье заключается в отсутствии двух действительных несчастий: угрызений совести и болезни. Разговор с Пьером на пароме (когда тот говорил о вечности, о правде, о том, что человек — часть «огромного, гармоничного целого») возродил «что-то лучшее», что было в князе. С этого свидания с Пьером у Болконского началась его новая жизнь, хотя внешне ничего не изменилось.

После ночи в Отрадном, когда он случайно услышал, как Наташа восхищалась весенней лунной ночью, утром по дороге домой Болконский увидел, что старый дуб покрылся листвой. И князь Андрей окончательно решил, что в 31 год жизнь не кончена. Он хотел, чтобы его жизнь была не для него одного, «чтобы на всех она отражалась».

Князь возвращается к активной жизни. Он хочет служить Отечеству и едет в Петербург, чтобы передать свою записку о военном уставе государю. Там он познакомился с государственным секретарём Сперанским и стал членом комиссии составления воинского устава. Через некоторое время Болконский разочаровывается в деятельности Сперанского, который участвовал в подготовке государственной конституции. Он понимает тщетность усилий человека что-то изменить в государстве и жизни вообще, понимает стихийность жизненных событий.

После Шенграбенского сражения раненный в голову Болконский испытывал сострадание и любовь ко всем людям — и к братьям, и к врагам. Смертельно раненный в Бородинском сражении, он ясно понял, что истинная любовь — это когда любишь и ближних, и врагов, что такая любовь — и есть смысл жизни.

Заключение

Образ Андрея Болконского в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» во многом отображает нравственные искания самого автора. Духовный путь князя Андрея, поиск смысла жизни показывается в продолжении почти всего действия романа. Характеристика образа Андрея Болконского поможет уяснить смысл и философскую идею произведения.

Характеристика образа Андрея Болконского, представленная в статье, может быть полезной для подготовки к уроку литературы и при написании сочинений.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *