Образ и характеристика Анны Андреевны — героини комедии Николая Васильевича Гоголя «Ревизор»


Образ Анны Андреевны в комедии Николая Васильевича Гоголя «Ревизор» является второстепенным, но среди женских образов пьесы он занимает центральное место. Это типичная уездная светская дама. Её отношение к окружающим выявляет негативные черты характера и узость мировоззрения.

Описание Анны Андреевны

Эта героиня замужем за городничим небольшого уездного города Антоном Антоновичем Сквозник-Дмухановским. У них есть 18-летняя дочь Марья Антоновна.

Внешность Анны Андреевны, очевидно, довольно привлекательна (Хлестаков говорит об этой героине, что она «очень недурна»). Эта героиня большая модница, она очень много внимания уделяет своему внешнему виду. Автор в «Замечаниях для господ актёров» написал, что эта «провинциальная кокетка» в продолжение пьесы 4 раза наряжается в разные платья. Возраст у неё не очень молодой, но и не очень пожилой, она, как пишет Гоголь, «ещё не совсем пожилых лет».

Портрет Анны Андреевны дополняет её речевая характеристика. Речь героини эмоциональна, наполнена восклицаниями, упрёками мужу, дочери, прислуге. Но с мнимым ревизором Хлестаковым она говорит вежливо, рассыпаясь в любезностях.

Характер

Об Анне Андреевне Гоголь написал в «Замечаниях для господ актёров»: «Очень любопытна и при случае выказывает тщеславие». Пожалуй, это основные черты характера этой героини.

Первый раз жена городничего появляется на сцене в конце первого действия, причём, не входит на сцену, а вбегает вместе с дочерью. Она досадует, что не успела узнать у мужа, каков из себя приехавший ревизор. Анна Андреевна упрекает Марью Антоновну за то, что она долго перед зеркалом жеманилась, и из-за этого они опоздали и ничего не узнали. Городничиха посылает служанку бежать за дрожками, на которых уехал городничий, и всё узнать о приезжем. «…Узнай всё, и глаза какие: чёрные или нет, и сию же минуту возвращайся…» — приказывает она.

Тщеславие и высокомерие Анны Андреевны проявились в полной мере после того, как Хлестаков сделал предложение её дочери. В своих мечтах она уже видит себя столичной светской дамой, а мужа — генералом. «Мы теперь в Петербурге намерены жить. А здесь …такой воздух… деревенский уж слишком!.. Вот и муж мой! он там получит генеральский чин», — говорит Анна Андреевна гостям.

Гости просят городничего не забыть о них, когда он станет генералом и будет жить в Петербурге, тот говорит, что постарается им помогать. Его жена, услышав это, говорит ему: «…не всякой же мелюзге оказывать покровительство». Жена Коробкина спрашивает другую гостью: «Вы слышали, как она трактует нас?» Та отвечает: «Да она такова всегда была… посади её за стол, она и ноги свои…»

Отношение к окружающим


Гоголь в «Замечаниях для господ актёров» пишет об Анне Андреевне: «Берёт иногда власть над мужем… но власть эта распространяется только на мелочи и состоит в выговорах и насмешках».

Она высокомерно говорит мужу, удивлённому, что ревизор решил жениться на их дочери: «Это тебе в диковинку, потому что ты простой человек, никогда не видел порядочных людей».

Дочь свою она ни во что не ставит, относится к ней с пренебрежением, часто кричит на неё, ругает её, обрывает на полуслове. Она пытается выглядеть лучше, чем её 18-летняя дочь, и перед встречей с ревизором заставляет против её воли надеть голубое платье, потому что сама хочет надеть палевое (то есть бледно-жёлтое). Палевый цвет был в то время очень моден. Грубо ведёт себя городничиха и с прислугой, называет служанку глупой.

А вот отношение Анны Андреевны к Хлестакову совсем иное, она перед ним рассыпается в любезностях, жеманничает, кокетничает. Эта дама пытается соперничать с дочерью за внимание мнимого ревизора. Привыкнув к простой речи мужа, она принимает болтовню подвыпившего Хлестакова за светский разговор и старается показать себя перед ним утончённой светской дамой.

Вывод

Образ Анны Андреевны Сквозник-Дмухановской в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» — это образ эгоистичной, самодовольной, тщеславной провинциальной светской дамы. Из-за высокого положения своего мужа — городничего, взяточника и казнокрада, она привыкла к богатству и праздному образу жизни. Анна Андреевна считает себя сведущей в утончённых светских манерах и мечтает блистать в высшем петербургском свете. Автор на примере образа жены городничего высмеял духовную пустоту, ограниченность людей, подобных этой героине, их стремление к богатству и высокому положению в обществе.

Характеристика образа Анны Андреевны, представленная в статье, может быть полезной для подготовки к уроку литературы и при написании сочинений.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.