Образ Берлиоза в романе «Мастер и Маргарита» Михаил Афанасьевич Булгаков создал как собирательный образ его современников и литераторов. Характеристика Берлиоза свидетельствует о значении этого персонажа в раскрытии в романе темы приспособленчества и темы возмездия.
Содержание
Портрет
Читатель знакомится с этим героем в главе 1. Михаил Александрович Берлиоз, редактор художественного журнала и председатель правления Массолита, имел довольно посредственную внешность: темноволос, аккуратно выбрит, маленького роста, упитан, носит большие очки в тёмной роговой оправе. Говорит он высоким тенором, ему лет 40.
Характер и убеждения героя
Этот персонаж романа — человек очень образованный, эрудированный, начитанный, красноречивый, имеющий атеистические убеждения, которые высказал в своеобразной лекции для поэта Ивана Бездомного, когда они были на Патриарших прудах. Обладая такими качествами, Михаил Александрович сумел отлично приспособиться к жизни и занять руководящие должности в сфере литературы.
Будучи редактором журнала он заказал Бездомному антирелигиозную поэму, но она его не удовлетворила, поскольку Иисус в ней предстаёт как некогда существовавший, а не выдуманный. И редактор, доказывая поэту, что «Исуса-то этого, как личности, вовсе не существовало на свете», приводил в пример тот факт, что древние историки не упоминали о существовании Иисуса. По мнению Михаила Александровича, поэму Бездомному придётся сочинять заново, делая упор на то, что рассказы об Иисусе — это просто миф.
В главе 13 в беседе с Иваном Бездомным Мастер говорит о Берлиозе, что «он человек не только начитанный, но и очень хитрый», и удивляется, что тот не узнал в незнакомце на Патриарших прудах сатану.
Сатана, Воланд, не был узнан Берлиозом потому, что тот был атеистом и не верил ни в Бога, ни в сатану. Некоторые литературоведы, впрочем, подозревают, что Михаил Александрович был религиозен, но скрывал это, приспособившись к советской идеологии.
За своё неверие в предопределение судьбы Берлиоз поплатился тем, что, выслушав заявление Воланда о том, что ему отрежут голову, не поверил этому, однако, действительно лишился головы, попав под трамвай. Наказан Берлиоз Воландом и за то, что он был уверен в том, что после смерти человек «уходит в небытие», что душа его не остаётся жить. По воле сатаны, Михаил Александрович умер окончательно, лишившись души, а его голова превратилась в чашу. Такова была посмертная участь Михаила Берлиоза.
Вывод
В романе Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита» символический смысл гибели Берлиоза, вероятно, состоит в том, что каждому воздаётся по вере его. Поэтому Берлиоз заслужил такое наказание — его душа канула в небытие.
Характеристика образа Берлиоза, представленная в статье, может быть полезной для подготовки к уроку литературы и при написании сочинений.