Находясь в ссылке в Михайловском (1824–1826 годы) Александр Сергеевич Пушкин изучал труд Н. М. Карамзина «История государства Российского», что и подвигло поэта на создание исторической трагедии «Борис Годунов». Она была написана в 1825 году. В трагедии Пушкин описал царствование этого царя и приход к власти Лжедмитрия. Александр Сергеевич создал яркие образы исторических личностей, особое место отведя царю Борису. Характеристика образа Бориса Годунова поможет читателю понять идею этого пушкинского произведения.
Содержание
Кто такой Борис Годунов
Борис Годунов был потомственным боярином, шурином (братом жены) царя Фёдора I Иоановича, сына Ивана Грозного. После смерти царя Фёдора народ на Земском Соборе в 1598 году выбрал царём Бориса Годунова. Царствовал он до 1605 года.
По версии Александра Сергеевича Пушкина, Годунов устроил убийство малолетнего сына Ивана Грозного, царевича Димитрия, чтобы взойти на трон вместо него. Но историки считают причастность Годунова к этому убийству недоказанной.
Приход к власти
В своей трагедии Пушкин показывает, что Годунов не сразу согласился стать царём. После смерти царя Фёдора Иоановича Годунов с сестрой (вдовой царя) «покинул всё мирское» и затворился в Новодевичьем монастыре.
Борис не соглашался вступить на царский престол, несмотря на уговоры патриарха и думных бояр, на то, что Великий Собор (Земской Собор) избрал его царём, на то, что народ московский умолял принять его царский венец.
Думный дьяк Щелкалов объявил народу, что Собор решил последний раз просить Годунова принять венец. Он сообщил, что завтра святейший патриарх с боярами, дворянами, выборными людьми и всем московским православным народом пойдут в монастырь молить царицу (вдову царя Фёдора), чтобы она благословила Бориса на венец.
На следующий день Годунов согласился вступить на царский трон, и московский народ возликовал: «Борис наш царь! да здравствует Борис!»
Годунов сказал патриарху и боярам, что приемлет «власть великую со страхом и смиреньем».
Отношение Бориса Годунова к своей власти и к народу
Пушкин показывает героя трагедии в то время, когда он согласился принять царский венец, а также после нескольких лет его царствования. Монолог царя Бориса начинается словами: «Достиг я высшей власти; //Шестой уж год я царствую спокойно. //Но счастья нет моей душе». Далее он пытается объяснить отсутствие счастья пресыщением властью, затем неблагодарностью и клеветой со стороны народа. Царь пытался успокоить народ «в довольствии, во славе», но понял, что «живая власть для черни ненавистна», что «они любить умеют только мёртвых» (то есть Борис ревниво говорит о любви народа к мёртвому Димитрию).
Он перечисляет свои попытки снискать любовь русских людей щедротами, но с горечью вспоминает, что любое его доброе дело вызывало клевету. Царь перечисляет свои благодеяния народу. Когда был неурожай и голод, царь отворил людям житницы, дал золото, работу, но люди его проклинали. После большого пожара по царскому приказу были выстроены дома, но его же обвиняли в пожаре.
Далее царь сетует, что, по мнению народа, он «тайный убийца» всех «кто ни умрёт»: жениха дочери, царя Фёдора, своей сестры.
Наконец, у него возникает мысль, что счастья нет оттого, что его совесть нечиста. Он жалеет себя: ведь в совести лишь одно пятно «случайно завелося», а она мучает его: «…И всё тошнит, и голова кружится, //И мальчики кровавые в глазах… //И рад бежать, да некуда… ужасно! //Да, жалок тот, в ком совесть нечиста».
В размышлениях Годунова о своей доле и страданиях нет самообвинения и раскаяния, для него убийство царевича Димитрия — всего лишь «единое пятно», которое случайно завелось в его совести. Монолог Бориса Годунова — это самооправдание. Царь не понимает, что народная нелюбовь к нему имеет духовную, совестную природу.
Причиной того, что народ не любит Годунова является жажда чистой совести, правды. Люди не благодарны ему за благодеяния: совесть не позволяет им с благодарностью принимать злато, работу и новые жилища из рук детоубийцы.
Перед своей кончиной царь, беседуя с Басмановым, сетует: «Нет, милости не чувствует народ: //Твори добро — не скажет он спасибо…»
Характер
Борис Годунов — мудрый правитель и опытный политик — был человеком с сильным характером, целеустремлённым, волевым, не остановившимся, по версии Пушкина, перед тем, чтобы устроить убийство малолетнего царевича Димитрия.
Из текста пушкинской трагедии не видно, что он раскаивается в детоубийстве. Этому «царю Ироду», как назвал его юродивый Николка, 13 лет «всё снилося убитое дитя», но он не раскаивается в содеянном, не понимает, что нелюбовь к нему народа объясняется попранием им совести ради получения власти.
Ум и мудрость Бориса Годунова проявились в том, что, придя к власти и видя сложную политическую обстановку в стране, он постарался смягчить гнев народа, преподнеся ему «милости», улучшившие благосостояние его подданных.
Царь понимал, что обычай выдвигать на важные посты родовитых бояр, не учитывая их ум, энергию и способности, гибелен для государства. Он собирался этот «гибельный обычай уничтожить», но не успел.
Решительность и ум Годунова видны в том, что, узнав от Шуйского, что «неведомый бродяга», объявивший себя царевичем Димитрием, может перейти литовскую границу и привлечь к себе народ, царь велел немедленно оградить Россию от Литвы заставами.
Борис Годунов — прекрасный семьянин. Он сопереживает своей дочери Ксении, горюющей о смерти жениха, «прекрасного королевича» (датского принца Иоанна) и говорит: «Я, может быть, прогневал небеса, //Я счастие твоё не смог устроить».
Сына своего Феодора царь любил, наставлял его учиться: «Учись, мой сын, и легче и яснее //Державный труд ты будешь постигать». Умирая, он спешит не очистить душу покаяньем, а наставить сына, который должен будет царствовать после него. Борис чувствует, что сын ему «дороже душевного спасенья». Он подробно рассказывает ему, как нужно вести себя, чтобы «тушить мятеж, опутывать измену» и достойно править страной. Советует царь сыну и как вести себя с женщинами и с семьёй. Затем царь велит боярам поклясться, что они будут служить Феодору «усердием и правдой», попросил у них простить ему «вольные и тайные обиды» и только затем сказал патриарху, что готов к обряду святого пострижения.
Вывод
Главный герой в исторической трагедии Александра Сергеевича Пушкина «Борис Годунов» представлен автором как неоднозначная личность. Характеристика образа Бориса Годунова показывает положительные и отрицательные качества этого человека. Если исходить из версии Пушкина о вине Годунова в смерти царевича Димитрия, именно то, что Борис не раскаялся в этом перед народом, послужило воцарению Лжедмитрия. Не снимает писатель вину в катастрофе государства и с бояр, ведь многие из них знали или подозревали Годунова в убийстве царевича, но молчали об этом.
Пушкин показывает, что попрание совести, равносильное забвению Бога, вело героев трагедии и государство к катастрофе.
Характеристика образа Бориса Годунова, представленная в статье, может быть полезной для подготовки к уроку литературы и при написании сочинений.