Образ и характеристика Элен Курагиной — героини романа-эпопеи Л. Н. Толстого «Война и мир»

Образ Элен Курагиной в романе Льва Николаевича Толстого «Война и мир» — это образ бездушной светской красавицы, сыгравшей отрицательную роль в жизни Пьера Безухова и Наташи Ростовой. Автор сделал этот персонаж олицетворением зла и разврата.

Портрет: описание внешности, манера поведения, речь

Полное имя этой героини — Елена Васильевна Курагина. Её возраст в начале романа не указан, отмечено только, что она молодая девушка.

В эпизодах романа, где присутствует эта величавая красавица, автор всегда отмечает её улыбку. У княжны на светских вечерах постоянно была неизменяющаяся, ясная, красивая улыбка. Она улыбалась так всем, поэтому улыбка не выражала истинного отношения Элен к людям. Лицо девушки с этой сияющей улыбкой было прекрасно, чудесные волосы Элен блестели глянцем, полные плечи отличались белизной и античной красотой.

Давая на страницах романа описание внешности этой красавицы, Толстой часто даёт такие определения как «мраморная», «античная». Часто упоминает он о блестящей белизне плеч, сиянии однообразной улыбки Элен, о её блестящих глянцем волосах, но никогда не пишет об её взгляде, блеске глаз, вообще о глазах (в отличие, например, от княжны Марьи и Наташи Ростовой).

Вела себя эта красавица на светских приёмах скромно, без кокетства, «ей как будто совестно было за свою несомненную и слишком сильно и победительно действующую красоту» (том 1, часть 1, глава 3). Носила же наряды она очень откровенные, открытые спереди и сзади, по тогдашней моде.

Светская дама Анна Павловна Шерер восхищалась её мастерским умением держать себя в обществе, её такту. Пьер Безухов удивлялся спокойному умению Элен «быть молчаливо-достойной в свете». Говорила она действительно мало, но не от скромности, а потому что была глупа и потому, что ничего, кроме себя, её не интересовало. Эта светская красавица с её мраморной красотой была почти всегда молчалива и улыбалась ясной, красивой улыбкой, одинаковой для всех.

Характер

Элен Курагина обладала непростым характером. Отчего у неё проявились отрицательные черты характера, неясно, ведь о её детстве и отрочестве в романе не рассказывается. Но, исходя из её поступков, можно сделать вывод, что воспитание, данное ей, не было хорошим. Единственно, что она прекрасно усвоила, — это искусство держать себя в светском обществе.

Толстой выделяет следующие черты характера Элен:

  • Эгоистичность, самодовольство. Пьер вначале был очарованный Элен, её мраморной красотой, но затем понял, что она не любит ничего, кроме своего тела. Толстой отмечает, что улыбка её спокойная и самодовольная.
  • Лицемерие. Она умеет очень натурально и просто льстить, может говорить не то, что думает.
  • Грубость, вульгарность. В романе эти черты характера Элен проявляются в её обращении с мужем. Она была воспитана в высшем аристократическом обществе, но ей были свойственны грубые выражения («я не какая-нибудь дура… поди сам попробуй…»).
  • Расчётливость. Выбрала себе богатого, удобного мужа, не мешавшего ей блистать в свете. После ссоры с мужем, согласилась с ним расстаться, только если он даст ей состояние. Она получила большую часть состояния Пьера, и он уехал от неё в Петербург.
  • Глупость. Элен глупа, но в светском обществе считалась умной женщиной. Пьер понимал, что эта женщина очень глупа и удивлялся, что в Петербурге она приобрела в светском обществе репутацию не только прелестной женщины, но и умной. Эта репутация так прочно утвердилась за графиней Еленой Васильевной Безуховой, что «все восхищались каждым её словом и отыскивали в нём глубокий смысл, которого она сама и не подозревала» (том 2, часть 3, глава 9). Говорила же она в основном глупости и пошлости, при этом умела казаться умной.
  • Бездуховность, безнравственность. Её бессердечность проявилась в том, что она свела своего брата Анатоля (по его просьбе) с Наташей Ростовой, не думая о том, что может разрушить жизнь наивной, доверчивой девушки. Ей просто показалось забавным свести брата с Наташей.
  • Распущенность, развратность, склонность к пороку. Вскоре после свадьбы, состоявшейся вначале 1806 года, Элен стала изменять мужу с офицером Долоховым. Узнав об этом, оскорблённый Пьер вызвал Долохова на дуэль и ранил его. Элен строго отругала его за это, отрицая, что изменяет ему. После этого Пьер разорвал с ней отношения, уехав в Петербург. Через три года Элен уговорила его восстановить отношения. В Петербурге она устроила свой салон, где собирался высший свет, а также секретари посольств, посланники и т. д. Завсегдатаем салона Элен стал Борис Друбецкой, новый её любовник, которого она называла своим пажом.

Отношение к семье и окружающим

Толстой не показал в романе привязанности Элен к отцу и братьям Анатолю и Ипполиту. Однако, ходили слухи, что она и Анатоль были влюблены друг в друга, и князь Василий, их отец, из-за этого удалил Анатоля из своего дома.

К людям высшего общества Элен относилась ровно, со светским тактом. Она умела держать себя в светском обществе, налаживать нужные связи, поэтому и смогла добиться популярности своего салона у людей света.

Элен Курагина и Пьер Безухов: отношения

Пьер привлёк Элен тем, что получил большое наследство и стал очень богат. Пьер женился на Элен, потому что был слабохарактерный. Зная, что эта девушка глупа, он, очарованный её «мраморной» красотой, поддался на намёки князя Василия и на то, что князь и его дочь вели себя так, будто Пьер хочет на ней жениться.

После женитьбы Пьер понял, что связав свою судьбу с этой женщиной, он совершил ошибку. Элен ни во что не ставила его, он был для неё лишь удобным мужем.

Узнав об измене жены с Долоховым, Пьер разорвал с ней отношения и уехал в Петербург. Через три года он поддался на её уговоры и раскаяние и снова стал жить с ней вместе.

Как складывалась судьба Элен в 1812 году

Элен решила выйти замуж за молодого иностранного принца, с которым сблизилась, когда была с царским двором в Вильно. Так как в православии не разрешается вступать в брак от живого мужа, она приняла католичество, чтобы развестись с Пьером. А чтобы светское общество благожелательно отнеслось к тому, что она выйдет замуж за другого, не будучи вдовой, эта дама сказала старому вельможе, особым покровительством которого пользовалась в Петербурге, что если он не женится на ней, потеряет её расположение. На него очень подействовала уверенность Элен, что «это также просто и естественно, как выход девушки замуж».

Так что петербургское общество, узнав, что «несчастная интересная Элен» находится в недоумении о том, за кого из двух ей выйти замуж, решило, что вопрос о поругании таинства брака уже не стоит. Светские люди решили, что коли вельможа хочет жениться на Элен, имеющей живого мужа, значит, этот вопрос о поругании таинства брака решён уже для людей «поумнее нас с вами (как говорили)». Если же усомниться в правильности решения вопроса, то можно «выказать свою глупость и неумение жить в свете».

В начале августа 1812 года Элен послала Пьеру письмо, что намерена выйти замуж за NN (принца) и что она приняла католичество и просит его исполнить все формальности, необходимые для развода.

Как видим, эта дама недаром пользовалась в свете репутацией умнейшей женщины, ведь она так сплела эту интригу, что сохранила свою близость отношений и с принцем, и со стариком-вельможей.

Когда Пьер был освобождён из плена партизанами Василия Денисова и находился в Орле, он узнал о смерти жены и получил письма от её отца князя Василия и других людей из Петербурга, где сообщалось о её долгах.

Элен Безухова неожиданно заболела в конце августа 1812 года и от чего скончалась, точно неизвестно: то ли от припадка angine pectorale (грудной ангины, как называли раньше стенокардию), то ли в результате приёма какого-то опасного средства, который мог дать ей итальянский доктор. Ему она вверилась вместо того, чтобы обратиться к знаменитым петербургским докторам, которые её обычно лечили.

Вывод

Образ Элен Курагиной в романе Льва Николаевича Толстого «Война и мир» — это образ персонажа, который олицетворял для автора разврат и зло. Недаром писатель, подчёркивая античную красоту героини, никогда не упоминает её взгляд и вообще глаза. Глаза считаются зеркалом души, а эта женщина — бездушный человек. Жизненные цели Элен Курагиной состояли в том, чтобы обеспечить себя богатством, любовниками и блестящим положением в светском обществе. Образ Элен Курагиной противопоставлен образам Марьи Болконской и Наташи Ростовой, любимых героинь Толстого.

Характеристика образа Элен Курагиной, представленная в статье, может быть полезной для подготовки к уроку литературы и при написании сочинений.

Ыть! Читай ещё!

Биография Льва Николаевича Толстого — автора романа-эпопеи «Война и мир»

Краткое содержание романа-эпопеи «Война и мир»

Анализ романа-эпопеи «Война и мир»

Краткие характеристики героев этого произведения

Подробные характеристики:

Андрей Болконский

Пьер Безухов

Наташа Ростова

Марья Болконская

Николай Андреевич Болконский

Лиза Болконская

Николенька Болконский

Илья Андреевич Ростов

Наталья Ростова (Шиншина)

Николай Ростов

Петя Ростов

Вера Ростова

Соня Ростова

Альфонс (Адольф) Карлович Берг

Василий Сергеевич Курагин

Ипполит Курагин

Анатоль Курагин

Борис Друбецкой

Анна Павловна Шерер

Фёдор Иванович Долохов

Василий Денисов

Платон Каратаев

Прохор Игнатьевич Тимохин

Тушин

Тихон Щербатый

Наполеон Бонапарт

Михаил Илларионович Кутузов

Сравнительные характеристики:

Семья Болконских и семья Ростовых

Андрей Болконский и Пьер Безухов

Марья Болконская и Наташа Ростова

Наташа Ростова и Элен Курагина

Михаил Илларионович Кутузов и Наполеон Бонапарт

Характеристики семей:

Семья Болконских

Семья Ростовых

Семья Курагиных

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.