Образ Фамусова в комедии Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума» — это типичный образ представителя высшего дворянского общества Москвы. Этот персонаж является антиподом и идейным противником Чацкого, главного героя произведения. Описание Фамусова дано в пьесе посредством особенностей и содержания его речей, а также поведения с окружающими.
Именно в доме этого героя происходят события, описанные автором. Характеристика Фамусова помогает понять суть конфликта, представленного в пьесе Грибоедова «Горе от ума».
Содержание
Происхождение, положение в обществе, семья
Фамусов — знатный барин, социальное положение его высокое, так как он богат и служит управляющим «в казённом месте», то есть в государственном учреждении. Зовут Фамусова Павел Афанасьевич, сколько лет ему, автор не указал. Герой говорит: «В мои лета //Не можно же пускаться мне вприсядку!» Из этих слов можно понять, что возраст Фамусова уже солидный, что он пожилой господин.
Значение фамилии
Фамилия Фамусов образована от английского слова «famous» или от французского слова «fameus». «Фамус» — это слово означает в английском и французском языке прилагательные «знаменитый, известный». Есть и другая версия того, что означает фамилия Фамусов. Возможно, что она является производным от латинского слова «fama» («молва») — ведь этот герой боится людской молвы, «злых языков» (в финале пьесы он со страхом восклицает: «Ах! боже мой! что станет говорить //Княгиня Марья Алексевна!»
Речевая характеристика
Речь Фамусова самоуверенна, внушительна, резка, но и гибка. В зависимости от собеседника тон её меняется. Павел Афанасьевич с Чацким говорит с раздражением, со Скалозубом с заискиванием, с Молчалиным с бесцеремонностью, с Лизой он фамильярен и т. д.
В его речи присутствует политическая лексика современной ему эпохи (карбонари, комиссия, строжайше, канцлеры, Сенат).
Речь этого персонажа не книжная и литературная. Говорит Павел Афанасьевич в «старинном стиле», употребляет много архаизмов, элементов народной речи, например: вдругорядь, едал, испужал.
Меткая и образная разговорная манера, которая присуща этому герою, способствует тому, что многие его слова надолго запоминаются читателю.
Крылатые фразы Фамусова (примеры):
Другие крылатые фразы Фамусова есть в следующих разделах статьи.
Образ жизни
Род занятий Фамусова на досуге можно определить по тому, что записывалось на листках его календаря. Там есть записи о том, что на будущей неделе во вторник зван он на обед, в четверг — на погребенье, а в конце недели должен крестить Фамусов «у вдовы, у докторши». Кроме этого, он посещает Английский клуб.
Бал в доме Фамусова и гости Фамусова дают представление не только об образе жизни этого барина, но и о круге его общения. Атмосфера в доме Фамусова во время бала отличается духом высокомерия и чванства. Гости ведут себя друг с другом холодно, в их отношениях чувствуется иногда даже враждебность.
Живёт дом Фамусова до приезда Чацкого спокойно, но в нём царит атмосфера неискренности: дочь хозяина дома Софья скрывает своё увлечение секретарём отца Молчалиным, а сам хозяин, притворяясь высоконравственным человеком, вдовцом, известным монашеским поведением, заигрывает со служанкой Лизанькой.
Взгляды Фамусова на жизнь
Идеалы Фамусова
Жизненные ценности и принципы этого высокопоставленного чиновника — высокое положение в обществе и высокое благосостояние (а каким путём добиваются этого для него неважно). Фамусов идеализирует жизнь Максима Петровича, своего дяди. Он преклоняется перед этим представителем «века минувшего», который добился высокого положения при царском дворе, развеселив императрицу Екатерину своим падением. Увидев её улыбку, Максим Петрович упал ещё два раза — уже нарочно. Павел Афанасьевич считает, что его дядя поступил очень умно, потому что за это он был при дворе обласкан и «перед всеми знал почёт». Поэтому Максим Петрович, свои чины добывавший, выслуживаясь, «сгибаясь вперегиб», является идеалом для своего племянника.
Отношение к службе, богатству и чинам
Фамусов относится к государственной службе халатно: «…Обычай мой такой: //Подписано, так с плеч долой». Он смотрит пренебрежительно на труд, служит не делу, а лицам, очевидно, как и его дядя Максим Петрович, «сгибаясь вперегиб» перед вышестоящими господами. Он нашёл верный путь к достижению доходов, наград, чинов — низкопоклонство перед вышестоящим. Для этого персонажа характерно использование родственных связей. Он устраивает на службу родственников и продвигает по карьерной лестнице: «Ну как не порадеть родному человечку!..»
А для ведения дел этот высокопоставленный чиновник взял на место своего секретаря бедного, незнатного дворянина из провинции: «…Один Молчалин мне не свой, //И то затем, что деловой». Фамусов относится к Молчалину резковато, бесцеремонно именно из-за того, что тот незнатен и беден.
Отношение к образованию, просвещению, воспитанию
К свободе суждений отношение у Павла Афанасьевича резко отрицательное. Он видит причины вольнодумства в просвещении, образовании: «Ученье — вот чума, учёность — вот причина, //Что нынче пуще, чем когда, //Безумных развелось людей, и дел, и мнений». Отношение Фамусова к книгам видно из его слов: «Уж коли зло пресечь: //Забрать все книги бы да сжечь».
Воспитанию дочери сам Фамусов уделял мало внимания. После смерти матери её воспитывала мадам Розье, а обучали учителя, как говорит Павел Афанасьевич, «и танцам! и пенью! и нежностям! и вздохам!» Он сам не отличается образованностью, и дочери дал образование, далёкое от истинного просвещения.
Отношение к иностранцам
Поскольку Фамусов относится к просвещению и хорошему образованию отрицательно, то готов мириться с тем, чтобы его дочь обучали не очень образованные иностранцы. Хоть он не одобряет моду на всё иностранное, которая царит в высшем обществе, но подчиняется ей, так как боится осуждения знатных людей.
Отношение к Москве и московским нравам
«Решительно скажу: едва //Другая сыщется столица, как Москва», — заявляет Павел Афанасьевич в разговоре со Скалозубом. Хвалит Москву Фамусов за то, что московские дворяне дорожат своим дворянством, ведь в их обществе «по отцу и сыну честь». Он хвалит их хлебосольство: «…Дверь отперта для званых и незваных, //Особенно для иностранных…».
Отношение Фамусова к московскому обществу восторженное. С гордостью Павел Афанасьевич говорит, что «на всех московских есть особый отпечаток» и восхищается московскими старичками, молодёжью, дамами и девицами.
Отношение к общественному строю, к народу и крепостному праву
Важный сановник Фамусов, как и всё его окружение, уверен в незыблемости общественного строя России. Он жестокий крепостник, считающий законным распоряжаться судьбами крепостных людей, не признающий за ними никаких прав. За то, что не заперли сеней, Павел Афанасьевич угрожает слугам: «В работу вас, на поселенье вас…» (то есть готов их отправить в Сибирь на каторжные работы или на поселение).
Отношение к любви, браку, семье
Ранее Павел Афанасьевич был женат. После смерти жены он не стал себя связывать новыми узами брака, возможно, из-за того, что его супруга была ветрена («Бывало, я с дражайшей половиной //Чуть врознь: — уж где-нибудь с мужчиной!»).
Своей дочери он внушает: «Кто беден, тот тебе не пара». Софью Фамусов надеется отдать замуж за Скалозуба, очень состоятельного полковника. Неважно, что Софье «что за него, что в воду», главное, что он «и золотой мешок, и метит в генералы». Поэтому-то и ведёт себя Фамусов при появлении Скалозуба суетливо. Фамусов относится к Скалозубу даже с подобострастием, лебезит перед ним и намекает, что неплохо бы полковнику, когда он получит генеральский чин, «речь завести о генеральше».
Отношение Фамусова к Чацкому
Александр Чацкий — сын друга Павла Афанасьевича. Александр после смерти отца жил в доме Фамусова, а когда вырос, стал жить отдельно. После трёх лет, проведённых в странствиях, он приехал в Москву.
Фамусов относится к неожиданному приезду Чацкого с опаской. Он обеспокоен, так как почувствовал, что с его приездом начнутся неприятности и нарушения порядка. Как и другие люди из высшего общества, Фамусов считает Чацкого франтом, мотом и сорванцом, потому что он не служит.
Разговор Чацкого с Фамусовым переходит в конфликт между ними на идеологической основе. Суть конфликта Чацкого и Фамусова состоит в том, что важный сановник считает главным в жизни богатство и высокое положение в обществе, а его бывшему воспитаннику чужды эти идеалы, для него главное в жизни — приносить пользу Родине. Ему Фамусов ставит в пример своего дядю Максима Петровича, который разбогател, получив милость Екатерины II за своё низкопоклонство. Этот вельможа готов был «отважно жертвовать затылком», чтобы своими падениями развеселить императрицу.
За передовые взгляды Фамусов называет Чацкого опасным человеком, карбонарием (то есть революционером, бунтовщиком).
Характер
Черты характера Фамусова выявляются из его поведения, отношения к другим людям. Павел Афанасьевич относится к окружающим по-разному:
Из всего этого следует, что именно отношение Фамусова к другим людям выявляет следующие черты характера этого героя:
Павел Афанасьевич очень хочет выглядеть в глазах московских дворян безупречным человеком. Больше всего Фамусов боится осуждения влиятельных людей. В конце комедии он переживает, что в высшем свете осудят и его воспитанника Чацкого, и Софью, и его самого: «Ах! боже мой! что станет говорить //Княгиня Марья Алексевна!»
Вывод
Образ Фамусова в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» — это не карикатура, не образ-маска, а живой, реальный тип представителя аристократического московского общества первой четверти XIX века. В этом герое автор показал черты, свойственные другим дворянам. Нельзя сказать, что Фамусов — совсем отрицательный персонаж. Он показан как человек, у которого есть и положительные черты (остроумие, находчивость, гостеприимство, заботливость по отношению к дочери). Но главное в его характере и мировоззрении — это то, что было типично для дворян того времени: консерватизм, поддержка крепостного права, стремление к обогащению. В пьесе этот герой выступает главным идеологом «века минувшего», противником всего нового и передового. Характеристика Фамусова показывает, что его жизненные ценности и принципы являются консервативными, типичными для дворянского общества. Образ этого персонажа помогает определить основные проблемы, современные автору (проблемы воспитания, образования, вреда бюрократии и чинопочитания и др.).
Характеристика образа Фамусова, представленная в статье, может быть полезной для подготовки к уроку литературы и при написании сочинений.