Фамусовское общество представляет в комедии Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума» «век минувший». Фамусовским обществом принято называть коллективный образ светских людей, показанных в пьесе: знатного московского барина Фамусова, людей из его домашнего окружения и гостей, приехавших к Фамусову на званый вечер. Характеристика фамусовского общества показывает идеалы и нравы его представителей.
Содержание
Описание фамусовского общества
Образы представителей фамусовского общества изображены автором ярко и колоритно. Это и сам Фамусов, управляющий в казённом учреждении, богатый и самодовольный, и его секретарь Молчалин, скромный и тихий, и полковник Скалозуб, мечтающий выйти в генералы, и гости, приехавшие на бал в дом Фамусова и распространяющие сплетню о сумасшествии Чацкого. Можно отнести к фамусовскому обществу и Софью, дочь Фамусова, хотя её характер неоднозначен. Ведь она изначально была наделена положительными качествами, привлекавшими к ней Чацкого. Но светское общество постепенно подавляло эти качества, и именно Софья распустила слух о том, что Чацкий не в своём уме.
Объединяет представителей фамусовского общества их образ жизни, постоянное посещение балов и светских вечеров. Живут они в своё удовольствие и хотят, чтобы никто не мешал им наслаждаться беззаботным существованием.
Нравственные и жизненные идеалы
Принципы и ценности представителей фамусовского общества состоят в их стремлении к богатству и знатности. Чтобы стать богатым и знатным, можно, по их мнению, поступиться и нравственностью, и совестью. Идеалами для них являются люди, умеющие «подслужиться» с целью занять более высокое положение в обществе и использовать его для своей выгоды (например, такие люди, о которых говорил Фамусов: Максим Петрович, добывший себе чины, «сгибаясь вперегиб», и «почтенный камергер» Кузьма Петрович).
Взгляды фамусовского общества на жизнь
В комедии автор чётко показал мнение представителей «века минувшего» ко всем важным сторонам жизни.
Отношение к крепостному праву
Фамусов и люди его круга относятся к общественному устройству России и крепостному праву положительно. Они считают законным распоряжаться своими крепостными людьми, как вещами, не признают за ними никаких прав. Например, барыня Хлёстова относится к своей крепостной «арапке-девке» не лучше, чем к комнатной собачке шпицу.
Отношение к службе и богатству
Для представителей фамусовского общества (кроме Софьи) главное мерило достоинств человека — его богатство. Для московской знати, как говорит Фамусов, у кого «наберётся душ тысячки две родовых, — тот и жених», будь он и «плохенький». Таким критерием достоинств людей пользуется и княгиня Тугоуховская. Как только она узнала, что Чацкий не имеет придворного звания и не богат, она сразу передумала звать его к себе на вечер, чтобы познакомить со своими дочерями, девушками на выданье.
Служба для представителей фамусовского общества является средством достижения и богатства, и чинов. Поэтому и служат они, перефразируя слова Чацкого, в основном, «лицам, а не делу».
Фамусов относится к своим служебным обязанностям формально, считая, что, если дело «подписано, так с плеч долой». Из-за формального отношения к службе в учреждениях процветает и семейственность. Например, Фамусов, будучи управляющим в казённом учреждении, устраивает туда на службу свою родню и старается продвигать её по карьерной лестнице, представлять к наградам. «…Ну как не порадеть родному человечку!..» — говорит он.
Отношение к образованию и просвещению
Гости Фамусова ненавидят просвещение, считают, что оно вредит обществу. И сам Фамусов считает учёность «чумой» и уверяет, что нужно «забрать все книги бы да сжечь». А полковник Скалозуб считает, что скоро в лицеях, школах, гимназиях будут «учить по-нашему: раз, два; //А книги сохраняют так: для больших оказий».
Отношение к иностранному влиянию
Преклонение перед всем западным, особенно перед французским, — это ещё одна черта, которая объединяет представителей фамусовского общества. По их мнению, «нет в мире лучше края», чем Франция. Они с ранних лет верят, что им без иностранцев «нет спасенья», что нельзя «европейское поставить в параллель с национальным». Светские люди перенимают язык и обычаи французов, поэтому в их речах господствует «смешенье: французского с нижегородским», поэтому «французик из Бордо» в России не встретил «ни звука русского, ни русского лица» и чувствует себя, как в своём отечестве.
Отношение к любви
Взгляды представителей фамусовского общества на брак очень приземлённые, ведь счастье для них не во взаимной любви, а в богатстве. Поэтому Фамусов и мечтает выдать Софью за Скалозуба, который «и золотой мешок, и метит в генералы». «Кто беден, тот тебе не пара», — заявляет Фамусов дочери. А Софья — пожалуй, единственная из фамусовского окружения, для кого счастье состоит во взаимной любви. Многие из гостей Фамусова хотят обогатиться, женившись на богатой, или хотят выдать дочерей за богатого и знатного человека. А Молчалин притворяется влюблённым в дочь начальника, чтобы снискать её расположение, а значит, и расположение начальника, который может продвинуть его вверх по карьерной лестнице.
Отношение к смыслу слова «ум»
Представители фамусовского общества понимают ум в практическом, житейском смысле этого слова. Они считают умными людьми тех, кто добился высокого положения в обществе и богатства. Об интеллекте тут нет и речи, для них нужен ум, который поможет им стать богаче и знатнее.
Чацкий и фамусовское общество
Конфликт Чацкого и фамусовского общества строится на противопоставлении разных типов ума.
Ум главного героя приносит ему только «мильон терзаний». Фамусовское общество не принимает Чацкого, потому что он обвиняет светских людей в рабском подражании всему иностранному, в ненависти к просвещению, в раболепстве перед начальством, в бесчеловечном отношении к крепостным.
Вывод
В комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» показаны основные черты фамусовского общества:
Объединяет представителей фамусовского общества косность и реакционность их взглядов, являющиеся причиной отсталости России 19 века. Главный герой комедии Александр Чацкий и борется с этими «подлейшими чертами» прошлого.
Характеристика образа фамусовского общества, представленная в статье, может быть полезной для подготовки к уроку литературы и при написании сочинений.