Образ Фауста в одноимённой трагедии Иоганна Вольфганга Гёте воплощает в себе философские мысли гениального писателя. С помощью этого образа автор философской драмы раскрыл тему борьбы добра и зла и тему поиска истины. Прототипом главного героя трагедии стал маг и чернокнижник доктор Фауст, легенда о котором появилась в Германии в 16 веке. Сюжет этой старинной легенды стал для Гёте поводом для того, чтобы запечатлеть свои мысли о проблемах современности.
В трагедии «Фауст» немаловажную роль играет мистика. Автор поставил задачу выяснить смысл жизни человека и для этого взял фантастический сюжет, который имеет много мистических деталей.
Содержание
Трагическая история доктора Фауста
История жизни главного героя трагедии Гёте имеет большой общечеловеческий смысл. Поведав о его судьбе, автор показал силу и величие человеческого разума.
В отличие от прототипа, Фауста в трагедии Гёте зовут Генрих, а не Иоганн (Генрихом главного героя называет Маргарита несколько раз, например, в конце 1-й части трагедии).
Главный герой этого произведения — учёный, ставший магистром и доктором и посвятивший свою жизнь поиску истины. Он убедился в бесплодности науки, разочаровался и в своей деятельности, и в жизни вообще. Фауста останавливает от самоубийства песнопение молящихся в храме. Он понял, что люди нуждаются в помощи и решил найти средства облегчить жизнь всему человечеству.
Фауст и Мефистофель
В кабинет главного героя приходит Мефистофель, решивший доказать Господу на примере этого учёного, что люди ничтожны. Фауст и Мефистофель заключают между собой договор о том, что Мефистофель будет исполнять все желания доктора до тех пор, пока тот не найдёт смысла жизни и не скажет: «Остановись, мгновенье, ты прекрасно!» После этого душа Фауста будет принадлежать Мефистофелю. Мефистофель увлёк доктора из его кабинета в открытый мир, чтобы подвергнуть искушениям и совратить с пути искания истины.
Но пошлый разгул на пирушке студентов не по душе учёному. Тогда, по просьбе Мефистофеля, ведьма дала Фаусту омолаживающее зелье, и у того при виде проходящей мимо красивой девушки пробуждается чувственное желание.
История Фауста и Маргариты
После того, как доктор и Мефистофель покинули кухню ведьмы, они на улице встретили Маргариту (её уменьшительное имя Гретхен). Генрих Фауст загорелся к ней страстью, но, когда попал к ней в комнатку, понял наивность и чистоту этой девушки. Герой почувствовал к Гретхен настоящую любовь, и девушка тоже полюбила его всей душой.
Гретхен ждала ребёнка от Генриха, а в те времена женщина, вступившая в связь с мужчиной без церковного брака, считалась грешницей. В это время Генрих по велению Мефистофеля убивает шпагой в поединке брата своей возлюбленной Маргариты. Фаусту пришлось скрыться, и Гретхен осталась одна. Её осудили на смерть за то, что она убила своего новорождённого ребёнка, боясь людского осуждения за свой «грех».
Фаусту не удаётся спасти Маргариту из тюрьмы, так как она лишилась рассудка и Генрих стал для неё страшен.
Фауст во второй части трагедии
В этой части произведения герой предстаёт в мире не личных, а общественных и государственных интересов. Он при помощи Мефистофеля содействует победе императора над противником. За то, что учёный спас его от потери власти, император дал ему во владение участок земли. Люди, живущие там, страдали от набегов морских волн.
Мечта Фауста — сделать этот край цветущим, а жизнь людей на нём — свободной и благополучной. Для этого он хочет сделать этот участок земли безопасным от морских наводнений. Герой, достигший ста лет, ослеп, но решает руководить работой по ограждению края от набега волн. Учёный предвидит, что на этой земле будет свободная жизнь, и мечтает о том, что, когда его цель будет достигнута, он поймёт, что это мгновение прекрасно, и воскликнет: «Мгновенье! //О, как прекрасно ты, повремени!» Всё это герой сказал вслух и умер. Торжествующий Мефистофель хочет унести его душу в ад, но с небес появились ангелы и вознесли душу Фауста на небеса, где она встретилась с душой Маргариты.
Характер героя
Фауст в трагедии Гёте — человек со сложным характером. Герою присущи следующие качества:
Характер Фауста противоречив, двойственен. Мефистофель говорит об этом учёном Господу: «…То с неба лучших звёзд желает он, //То на земле — всех высших наслаждений, //И в нём ничто — ни близкое, ни даль — //Не может утолить грызущую печаль».
В сцене «За городскими воротами» герой восклицает: «Ах, две души живут в больной груди моей!» Он стремится к познанию идеала, но, в то же время, не желает терять связь с реальной действительностью.
Вывод
Противоречивость образа Фауста в одноимённой трагедии И. В. Гёте заключается в том, что этот учёный стремился к познанию истины, смысла бытия, но хотел и лучших земных наслаждений. Поэтому душа героя была беспокойна, он жил в разладе с действительностью. Фауст поставил себе цель помочь людям обрести свободную, счастливую жизнь. Его путь к этой цели был сопряжён с ошибками, утратами, отказом от иллюзий. Герой умер, не достигнув цели, но он предвидел её достижение.
Мефистофелю не удалось завладеть душой Фауста Душа героя была спасена, потому что в борьбе добра и зла он был на стороне добра. Финал трагедии выражает убеждённость автора в величии и достоинстве человека и надежду на осуществление высоких идеалов человечества.
Характеристика образа Фауста, представленная в статье, может быть полезной для подготовки к уроку литературы и при написании сочинений.