Образ Фирса, старого слуги главных героев пьесы Раневской и Гаева, Антон Павлович Чехов в своей пьесе «Вишнёвый сад» создал таким, что он привносит в атмосферу спектакля дух старого, крепостнического времени. Роль Фирса в пьесе «Вишнёвый сад» очень важна. Именно образ этого слуги показывает, что крепостное право переродило не только всех крепостников и их потомков, живущих за счёт чужого труда, но и некоторых крепостных людей, не имевших иной цели в жизни кроме угождения своим господам.
Содержание
Портрет: возраст, описание внешности
Лакею Фирсу 87 лет. Его отчество — Николаевич, но все кроме горничной Дуняши, зовут этого почтенного седого человека просто по имени.
Чехов заостряет внимание на его одежде. Одевается лакей, как его издавна приучили хозяева, аккуратно и чисто. Встречать свою барыню он ездил, одевшись в старинную ливрею и высокую шляпу, а в доме лакей ходит в белом жилете, пиджаке, туфлях. Белые перчатки он обязательно надевает перед тем, как прислуживать за столом господам. На балу Фирс прислуживает гостям, одевшись во фрак.
Характеристика речи
Фирс стал плохо слышать и уже года три часто что-то бормочет, говорит сам с собой, но слов почти нельзя разобрать. Все в доме уже привыкли к его бормотанию и не обращают на это внимание. Но разговаривает Фирс с людьми нормально, не забывает слов, в отличие от некоторых людей преклонного возраста. Память у этого старого слуги хорошая, и он часто вспоминает старое время.
Характер, поведение
Главная черта характера Фирса — заботливость по отношению к своим господам. Прислуживает он им хлопотливо, старательно. Он всегда озабочен, ходит торопливо, опираясь на палочку, так как считает себя ответственным за то, чтобы вовремя услужить господам, подать, что им нужно.
В день приезда Раневской и её дочери Ани старый лакей очень устал, но на совет Любови Андреевны идти спать, он отвечает: «…а без меня тут кто подаст, кто распорядится? Один на весь дом». Ему нездоровится и вместо того, чтобы отдохнуть, Фирс лечится сургучом. Он считает его полезным, так как прежний его барин всех лечил сургучом.
Фирс очень рад, что его барыня приехала из Парижа, он сам хлопочет около кофейника, когда Раневская захотела кофе, сам кладёт ей подушечку под ноги.
К её брату Гаеву, которому 51 год, лакей относится, как к ребёнку, заботится об его одежде, боится, как бы он не простыл, напоминает, что пора спать, раздевает его перед сном.
Фирс предан своим господам, покорен их воле. Когда Любовь Андреевна Раневская спросила его, куда он пойдёт, если имение будет продано, он отвечает: «Куда прикажете, туда и пойду».
Неудивительно, что такой человек, когда отменили крепостное право, «не согласился на волю, остался при господах». Он считает, что раньше были правильные порядки: «Мужики при господах, господа при мужиках, а теперь всё враздробь, не поймёшь ничего». Свою судьбу Фирс добровольно связал со своими господами. Когда отменили крепостное право, он был уже старшим камердинером и не понимал, почему все радовались воле: «И помню, все рады, а чему рады, и сами не знают».
Фирс суеверен, верит в таинственные приметы. «Перед несчастьем то же было: и сова кричала, и самовар гудел бесперечь», — вспоминает он то, что было перед отменой крепостного права, которое Фирс называет несчастьем.
Фирс — человек прошлого времени. Он гордится, что раньше в имении, на балах «танцевали генералы, бароны, адмиралы», а отношение Фирса к вишнёвому саду поистине трогательное. Он вспоминает, что раньше знали способ так сушить вишню, чтобы она была «мягкая, сочная, сладкая, душистая», а сейчас способ этот забыли.
Взаимоотношения с другими персонажами
Любовь Андреевна Раневская, приехав в имение из Парижа, рада оказаться среди родных людей, рада она видеть и Фирса, благодарит его, что он приготовил для неё кофе и положил подушечку под ноги, называет своим старичком, родным и говорит: «Я так рада, что ты жив».
Брат Раневской, Леонид Андреевич Гаев, привык к постоянной заботе Фирса. Лакей следит за тем, чтобы Гаев одевался по погоде, вовремя ложился спать, одним словом, относится к нему, как к ребёнку. Гаеву это очень удобно, так как он ленив и беспечен, но всё же этот избалованный барин говорит иногда своему лакею: «Надоел ты, брат», а Фирс не обижается на это.
Господа зовут такого почтенного старика просто по имени. Фирс же называет своих барина и барыню по имени-отчеству, обращается к ним на «вы», а эти культурные, образованные господа ему «тыкают».
Горничная Дуняша называет Фирса по имени-отчеству, относится к нему почтительно, слушается — ведь он её строгий начальник. А вот молодой лакей Раневской Яша откровенно презирает Фирса, говорит, что он ему надоел и даже желает ему поскорее «подохнуть».
Господа, в том числе Аня и Варя, относятся к Фирсу неплохо. Перед тем, как покинуть дом, они беспокоятся о заболевшем старом лакее, спрашивают, отвезли ли его в больницу. Но никто из них не проверил, точно ли его отвезли, и больной Фирс остался в заколоченном до весны доме один. Он понимает, что про него забыли, но главная его забота, что «Леонид Андреевич небось шубы не надел, в пальто поехал».
Вывод
«Жизнь-то прошла, словно и не жил… Силушки-то у тебя нету, ничего не осталось, ничего… Эх ты… недотёпа!..» — это последние слова в пьесе А. П. Чехова «Вишнёвый сад». Их говорит себе Фирс, забытый своими господами в заколоченном доме. Они — как приговор крепостному праву, которое ломало судьбы и психологию людей, лишённых свободы и полностью как бы растворившихся в жизни своих господ. Образ Фирса, человека, который называет несчастьем отмену крепостного права, вызывает у читателя и зрителя жалость, так как этот герой не виновен в том, что прожил жизнь вечным слугой. Автор пьесы показал, что крепостное право негативно сказывалось не только на психологии господ, но и на психологии дворовых людей.
Характеристика образа Фирса, представленная в статье, может быть полезной для подготовки к уроку литературы и при написании сочинений.