Образ и характеристика Гамлета — героя трагедии Уильяма Шекспира «Гамлет»


Трагедию «Гамлет» Уильям Шекспир написал в 1601 году. Драматург переработал сюжет старой английской пьесы о принце Амлете, но отразил в своём произведении трагедию гуманизма в современной ему Англии. Под маской старины и чужеземных имён он показал современное ему общество. Образ Гамлета в трагедии Шекспира — это образ гуманиста, столкнувшегося с миром, который враждебен гуманизму. Характеристика Гамлета может помочь читателю определить смысл шекспировской трагедии.

История Гамлета

События трагедии происходят в Дании, в укреплённом замке в городе Эльсиноре. Два месяца назад Гамлет, принц Датский приехал на похороны своего отца, короля Датского, которого тоже звали Гамлет.

Принцу Гамлету было 30 лет, он учился в университете в Виттенберге (в Германии).

Мать Гамлета, Гертруда, через месяц после похорон мужа вышла замуж за его брата Клавдия, нынешнего датского короля. Принц удручён этим позорным браком матери, которая «и башмаков не износив, в которых шла за гробом» мужа, вышла замуж за его брата, ничтожества и подлеца.

Горацио, друг принца, сообщил ему, что уже три ночи подряд около замка появляется тень отца Гамлета. На четвёртую ночь принц пришёл на площадку перед замком. Там призрак отца Гамлета поведал ему, что его отца отравил его дядя, сейчас надевший венец короля. Призрак призвал сына к мести.

Для принца требование отца священно, но свидетельства призрака для него всё же недостаточно, и он решил вынудить Клавдия признать своё преступление. По его просьбе бродячие актёры разыграли пьесу «Убийство Гонзаго», куда был вставлен монолог, сочинённый Гамлетом. Этот спектакль о том, как некому герцогу, спящему в саду, родственник влил в ухо яд, а затем соблазнил его жену. Представление, по мысли принца, будет служить «мышеловкой», зрелищем-петлёй, «чтоб заарканить совесть короля». После сцены отравления Клавдий встаёт и уходит. Сомнений нет, убил отца Гамлета его брат Клавдий ради того, чтобы стать королём.

Когда Клавдий, охваченный угрызениями совести, стал на колени и молился, племянник мог легко его убить, но он не стал этого делать, ведь, убив молящегося, отправишь его душу на небеса. Он решает убить Клавдия, когда тот будет пьян или в гневе, когда его душа будет «черна, как ад, куда она отправится».

Гамлет пришёл в комнату королевы, чтобы обвинить её в измене памяти мужа. Мать испугалась его ярости, подумала, что он хочет её убить, и позвала на помощь. Спрятавшийся за ковром ближний вельможа, главный королевский советник Полоний подхватил крик о помощи. Принц решил, что за ковром спрятался король, обнажил шпагу и проткнул ковёр. Обнаружив труп Полония, он сказал: «Я метил в высшего…»

Все считают принца безумным. Клавдий посылает его в Англию и даёт ему в сопровождение двух спутников, которым вручает письмо для английского короля с требованием убить Гамлета.

В пути принц выкрал письмо у своих бывших друзей, изменил его текст так, чтобы уготованная ему участь постигла его спутников. Затем он попал в плен к пиратам, которые обошлись с ним милосердно и доставили в Данию.

Клавдий подговаривает Лаэрта, сына Полония, сразиться с принцем на шпагах. Тот соглашается, сказав, что смажет кончик шпаги ядом. Гамлет умер, раненный Лаэртом. Прежде чем наступила его смерть, он смертельно ранил своего противника, в схватке обменявшись с ним рапирами. Лаэрт перед смертью сказал принцу, что рапира в его руке отравлена, поэтому и он, и принц убиты ядом. Лаэрт сообщил, что королева выпила отравленное вино, приготовленное королём для Гамлета, что во всех этих смертях виновен король. Гамлет заколол Клавдия и умер, попросив Горация поведать людям историю его жизни и смерти.

Характер, поступки

Раньше Гамлету мир казался совершенным, а человек — венцом всего живущего. Но после смерти отца и быстро последовавшего венчания его матери с Клавдием для принца прежняя гармония мира разрушилась. Сейчас земля для него — это «пустынный мыс», а человек — «квинтэссенция праха». Сам герой признался, что «утратил всю свою весёлость», «забросил все привычные занятия», его всё стало раздражать. Меланхолия и раньше была преобладающим настроением принца, а сейчас, потрясённый смертью отца и браком матери, он стал угрюмым. Произнося один из монологов, он восклицает: «Каким докучным, тусклым и ненужным //Мне кажется всё, что ни есть на свете!»

Гамлет называет Данию тюрьмой. Эту мрачную гиперболу подкрепляет меткая фраза офицера Марцелла, сказанная им ранее: «Подгнило что-то в Датском королевстве».

Совершившееся злодейство быстро было предано забвению теми, кто знал обстоятельства смерти короля, и принц в ужасе от этого. Он понимает, что на его родине за короткое время привыкли к деспотизму, грубой силе и подлости.

Разочаровавшись в матери, быстро забывшей его отца, Гамлет разочаровался и в своей возлюбленной. Отношение Гамлета и Офелии ухудшились. Принц подвергает сомнению не только её целомудрие, но и её внешнее очарование. Трагизм любви Гамлета и Офелии состоит в том, что принц презирает и высмеивает девушку, но в глубине души любит её. Гамлет предлагает Офелии стать монахиней и никому не верить, потому что кругом отпетые плуты.

Принц критически относился и к самому себе. «…Я очень горд, мстителен, честолюбив», — говорит он Офелии. Движимый целью отомстить за смерть отца, Гамлет безжалостен к тем, кого считает виноватым. Он гневно обвиняет мать за измену памяти мужа. Принц хочет убить молящегося Клавдия, но подумав, что душа молящегося попадёт в рай, откладывает убийство до того, когда Клавдий будет пьян или в ярости — чтобы его душа отправилась в ад.

Ко всем, кто, по его мнению, заслуживает кары, Гамлет беспощаден. Узнав, что его двое спутников — предатели, которые везут письмо от Клавдия английскому королю о том, чтобы по прибытию в Англию Гамлет был убит, он изменил текст письма, чтобы уготовленная ему участь постигла его спутников.

Принц отважен, смел. Эти черты характера он проявляет на пути в Англию. Когда на корабль напали пираты, Гамлет во время схватки с ними перескочил с обнажённой шпагой на палубу пиратского судна и сражался один против целого экипажа.

Гамлет обладает такими качествами как остроумие и высокий интеллект. Его каламбуры не веселы и безобидны, а саркастичны и унизительны для тех, кому адресованы. Острые, язвительные слова адресует герой не только к королю и придворным, но и к королеве и Офелии. Высокий интеллект принца виден в его размышлениях о смысле жизни, о путях борьбы со злом. У него своя философия жизни, ни во что не ставящая различия состояний, титулов, рангов. Единственным близким другом Гамлета оказывается студент Горацио; презирая царедворцев, принц дружески встречает странствующих актёров.

Целью жизни Гамлета становится не только месть за смерть отца, но и намерение исправить гнилое, порочное общество: «Век расшатался — и скверней всего, //Что я рождён восстановить его!» Герой говорит «скверней всего», потому что понимает невыполнимость этой задачи.

Душу принца влечёт к простому народу, к нищим актёрам, к солдатам, к могильщикам-балагурам. Народ тоже любит его, но их взаимное тяготение не приводит к единению. У Гамлета не возникает мысли опереться в борьбе против короля на народ. В этом и состоит трагедия его бессилия.

Гамлет — человек эпохи Возрождения, он несёт в себе её раздвоенность: гуманисты Возрождения были против насилия и зла, но не опирались на народ в борьбе против тирании. Кроме того, причина раздвоенности характера Гамлета состоит в том, что жажда мести вызывает его активность, но эти порывы гасит его понимание, что зло невозможно искоренить, так как оно слишком громадно.

Вывод

Образ Гамлета в одноимённой трагедии Шекспира представлен автором как образ человека эпохи Возрождения. Трагедия Гамлета заключается в том, что он, осознав, что его миссия — искоренить мировое зло, понял, что это невыполнимо. Действительно, это не по силам одному человеку, а мысли о том, чтобы опереться в этой борьбе на народ, у героя не возникало. Люди эпохи Возрождения были людьми критической мысли. Герой шекспировской трагедии тоже склонен к анализу явлений, с которыми сталкивался. Он критически относится не только к расшатавшемуся веку, но и к себе, это видно из его монологов.

Гамлет — вечный образ мировой литературы, потому что во все времена борьба за справедливость, за искоренение зла в мире актуальна. Поэтому веками не ослабевает интерес к этому герою трагедии Шекспира, к его мучительным переживаниям в условиях неравной борьбы с мировым злом. Характеристика Гамлета показывает, что в этом герое автор соединил высокий интеллект, глубокую чувствительность и ничем непоколебимую нравственность. Но Шекспир изобразил не идеальный образ, а героя, наделённого и силой, и слабостью, в этом тоже состоит причина неубывающего интереса читателей и зрителей к этой трагедии.

Характеристика образа Гамлета, представленная в статье, может быть полезной для подготовки к уроку литературы и при написании сочинений.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.