Образ Глаши в пьесе «Гроза» Александра Николаевича Островского является, казалось бы, простым, но и эта второстепенная героиня, хоть и не играет особой роли в развитии сюжета, заставляет читателя задуматься.
Содержание
Кто такая Глаша в пьесе «Гроза»
Девушка Глаша — молодая служанка в доме Марфы Игнатьевны Кабановой. Таких служанок в купеческих семействах называли девками — так она и названа в списке действующих лиц. Характеристику Глаши можно составить по её первому появлению на сцене, когда она собирает вещи уезжающему в Москву Тихону Кабанову и разговаривает со странницей Феклушей.
Феклуша и Глаша
Странница советует девушке присматривать за убогой, «не стянула б чего» (в доме Кабановой постоянно останавливаются странницы и богомолки). На это служанка резонно замечает: «Кто вас разберёт, все вы друг на друга клеплете. Что вам ладно-то не живётся? … греха-то вы не боитесь». «Нельзя, матушка без греха: в миру живём», — отвечает странница.
На вопрос девушки, далеко ли она ходила, странница отвечает, что «далеко не ходила, а слыхать — много слыхала». Далее рассказывает Феклуша о других странах: рассказывает про земли, которыми правят салтаны, «и, что ни судят они, всё неправильно». Да ещё рассказывает Глаше Феклуша о людях с пёсьими головами и сообщает, что такое им наказание положено «за неверность».
Характер
Глаша появляется по ходу действия пьесы только три раза, да ещё Варвара один раз о ней упоминала, и всё же можно определить некоторые черты характера этой героини. Ей присущи следующие качества:
Н. А. Добролюбов о Глаше
В статье «Луч света в „тёмном царстве“» литературный критик Николай Александрович Добролюбов высказал мнение, что после рассказа Феклуши о других странах у Глаши возникает желание «знать побольше да поосновательнее». Это понятно из слов девушки после ухода странницы: «А мы тут сидим, ничего не знаем. Ещё хорошо, что добрые люди есть; нет-нет да и услышишь, что на белом свету делается; а то бы так дураками и померли». Но, по мнению критика, «её любознательность заперта в таком круге, который очерчен около неё в городе Калинове», поэтому ей трудно «дойти до правильных понятий».
Вывод
Образ Глаши в пьесе А. Н. Островского «Гроза» показывает, насколько томительно однообразие жизни в Калинове, если глупые россказни странницы Феклуши жители этого города слушают с интересом. Характеристика Глаши, типичной представительницы калиновцев, свидетельствует об их наивности и низком образовательном уровне.
Характеристика образа Глаши, представленная в статье, может быть полезной для подготовки к уроку литературы и при написании сочинений.