Образ глуповцев в «Истории одного города» воплощает в себе всё то рабское, косное, что веками накапливалось в народной среде под игом самодержавия. Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин в этом романе с горькой иронией представил характеристику глуповцев и историю их происхождения.
Содержание
История происхождения глуповцев
«О корени происхождения глуповцев» — первая глава романа «История одного города». Из неё читатель узнаёт, что народ, от которого произошли глуповцы, называется головотяпами (так как эти люди «имели привычку „тяпать“ головами обо всё, что бы ни встретилось на пути»).
Автор романа в этой главе сатирически переосмыслил легенду о том, что славяне призвали на правление варяжских князей (многие историки уверены в несостоятельности этой легенды).
Чтобы навести у себя порядок головотяпы стали «искать себе князя». Только третий князь согласился владеть такими глупыми людьми, которые «пожелали себе кабалы». «…Называться вам впредь не головотяпами, а глуповцами», — решил князь. Так головотяпы превратились в глуповцев.
Вернувшись домой, они заложили на болотине город и назвали его Глуповым.
Поведение и черты характера глуповцев
В последующих главах романа даётся описание того, как правили городом Глуповым наиболее «замечательнейшие» градоначальники. Одновременно автор описывает характер глуповцев, их отношение к правителям и притеснениям.
Автор подчёркивает их основные качества — слепая вера в начальство и неиссякаемое терпение. При появлении каждого нового градоправителя они ликуют, а несчастья воспринимают как нечто должное и не протестуют против притеснения. Эти люди признаются: «Мы люди привышные! Мы претерпеть могим».
Отношение автора к героям
Салтыков-Щедрин отмечает, что источником бед жителей города Глупова являются такие их качества как долготерпение, пассивность, покорность, холопское начальстволюбие. Автор показывает, что народ смирился и с порабощением, и с беспрерывными поборами.
На упрёки реакционеров в том, что в романе «История одного города» народ изображён сатирически, без сочувствия, Салтыков-Щедрин ответил: «Я люблю Россию до боли сердечной…» Эту боль вызывала покорность и забитость русского народа, находящегося под гнётом самодержавия.
Вывод
Описание глуповцев в романе «История одного города» Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин даёт, используя гиперболу. Эти герои произведения заявляют: «Ежели нас теперича всех в кучу сложить и с четырёх концов запалить, — мы и тогда противного слова не молвим!» Писатель заострил внимание на покорности глуповских обывателей, которая возникла вследствие бесчисленных бедствий и притеснений со стороны власти. Впоследствии Салтыков-Щедрин писал, что «из Глупова в Умнов дорога лежит через Буянов, а не через манную кашу», намекая этими словами, что освобождение от самодержавия даст только революция.
Характеристика образа глуповцев, представленная в статье, может быть полезной для подготовки к уроку литературы и при написании сочинений.