Образ и характеристика головотяпов — героев романа-хроники Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина «История одного города»

Головотяпы — так называется народ, от которого произошли глуповцы, жители города Глупова, о котором рассказывается в романе Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина «История одного города». Описанию этого народа посвящена глава «О корени происхождения глуповцев».

Происхождение и образ жизни головотяпов

В древности жил этот народ «на севере, там, где греческие и римские историки и географы предполагали существование Гиперборейского моря». Смысл названия племени головотяпов состоит в том, что эти люди действительно «имели привычку „тяпать“ головами обо всё, что бы ни встретилось на пути».

Как и соседние племена, это племя не имело «ни вероисповедания, ни образа правления», Племена «постоянно враждовали между собою». Когда все они были разорены, головотяпы первые взялись за ум и начали наведение порядка с того, что, победив все племена и собрав их воедино, «Волгу толокном замесили». Потом ещё они много чего сделали, например, «щуку с яиц согнали», «в кошеле кашу варили» и т. п. Но порядка всё не было: «щука опять на яйца села», а кошели «сгорели вместе с кашею». Стали снова племена враждовать.

Чтобы появился порядок, головотяпы надумали искать себе князя. Два князя отказались владеть такими глупыми людьми, сказав, чтобы они искали себе в правители глупого князя. Подсказал головотяпам как найти глупого князя вор-новото́р, но обманул их — привёл к умному князю.

Согласился князь владеть племенем, но сам к нему не поехал жить, а послал новото́ра-вора, чтобы он правил этими людьми дома. «…А я отсель и им и вами помыкать буду!» — заявил князь.

Князь решил назвать головотяпов глуповцами из-за того, что они сами «пожелали себе кабалы».

По дороге домой поют головотяпы песню «Не шуми, мати зелена дубровушка!» и горюют, что волю свою не сберегли.

Поступки, отражающие глупость головотяпов

Самый главный поступок, который показывает их глупость, — это то, что они добровольно отдали свою свободу, да ещё и дани платили князю.

А до этого они совершали множество нелепых поступков: кольями небо подпирали, острог блинами конопатили и т. п.

После того, как прибыли головотяпы от князя домой, сразу заложили город Глупов, но не на хорошем месте, а на болотине. Так они превратились в глуповцев окончательно.

Вывод

В романе Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина «История одного города» головотяпам нужен был князь, чтобы он навёл в их жизни порядок. Эти глупые люди добровольно отдали «сладкую свою волю» правителю, да ещё подати ему платили. Автор показал, что принесло самовластие им многочисленные беды и притеснения со стороны градоначальников и высшей власти. Они подвергались узаконенному грабежу (дань, поборы, подати), превратились в «пушечное мясо», когда самодержец вёл войны. Власть путём террора воспитывала в народе равнодушное отношение к жизни и покорность.

Характеристика образа головотяпов, представленная в статье, может быть полезной для подготовки к уроку литературы и при написании сочинений.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.