Образ и характеристика городничего — героя комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»

Комедия Н. В. Гоголя «Ревизор» нацелена на исправление общественных недостатков России первой половины 19 века, на пробуждение в людях совести. Характеристика образа городничего, одного из центральных персонажей пьесы, поможет понять, насколько были в то время развращены и преступны нравы людей, занимавших административные должности.

Значение фамилии

Один из главных героев комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» — Антон Антонович Сквозник-Дмухановский. Фамилия этого героя «говорящая»:

  • «Сквозник» (от «сквозь») — проницательный, хитрый человек, опытный плут и пройдоха;
  • «Дмухановский» (от «дмить» — малоросс., т. е. укр.) — дмухать, дмиться — надмеваться, становиться надменным.

Получается: Сквозник-Дмухановский — это напыщенный, опытный пройдоха и плут.

Возраст, род занятий

Антон Антонович уже немолод. В «Замечаниях для господ актёров» Гоголь характеризует его как постаревшего на службе человека. Сквозник-Дмухановский является городничим, то есть начальником уездного города. Ему подчиняется полиция и уездный суд.

Внешность, характеристика речи

Автор пьесы в «Замечаниях для господ актёров» указывал, что черты лица городничего «грубы и жёстки, как у всякого, начавшего тяжёлую службу с низших чинов». Волосы у него с проседью, одет он в мундир и ботфорты (высокие сапоги с раструбами выше колен) со шпорами.

Гоголь отмечает, что городничий «говорит ни громко, ни тихо, ни много, ни мало», что каждое его слово значительно.

Сквозник-Дмухановский начал свою службу с низших чинов, поэтому в его речи много простонародных и грубых слов. Особенно это видно в сцене с купцами (действие 5, явление 2). Он произносит: «Ах ты, рожа!», «козлиная борода» и т. п. С купцами городничий не церемонится, говорит грубо, называя их «архиплутами», «самоварниками», «надувайлами мирскими». Эти грубости он не стесняется произносить и в присутствии жены, а в финальной сцене употребляет такие выражения как «кукиш с маслом» и другие подобные.

Беседуя в гостинице с Хлестаковым, городничий много говорит в сторону с изобилием таких выражений, как, например: «завязал узелок», «какие пули отливает» и др. (2 действие, явление 8).

С чиновниками городничий говорит на канцелярско-чиновничьем языке («ассигнована сумма», «сообщить… известие» и т. п.).

С подчинёнными Сквозник-Дмухановский обращается различно. Частного пристава он называет по имени-отчеству и распоряжения ему даёт дружески, а не в форме приказания. А с квартальными городничий обращается грубо, повелительно («А вы — стоять на крыльце и ни с места!» и т. п.).

С мнимым ревизором городничий любезен («не извольте беспокоиться», «не угодно ли», «если пожелаете» и т. п.).

С Осипом, у которого он хочет узнать о нравах его барина, городничий тоже любезен, называет его «любезным» и «другом».

Иногда он не прочь похвастать и некоторыми знаниями, упоминая об Александре Македонском, «вавилонянах» и «ассириянах». Пользуется городничий и иностранными словами: «экивок», «аллегория», «фриштик».

Отношение к жизни, людям. Карьера

В «Замечаниях для господ актёров» Гоголь отмечает, что городничий «очень неглупый по-своему человек». Он силён не в познаниях науки, искусства, а в практической, повседневной жизни. Сквозник-Дмухановский отлично знает, как нужно вести себя с людьми высшими: угождать, льстить, подсовывать взятки, и как обращаться с людьми низшими: запугивать, одёргивать начальственным тоном, брать взятки и т. д.

Из письма друга городничего видно, что Сквозник-Дмухановский взяточничество не считает преступлением. Он понимает, что все служебные отношения построены на взятках, что быть городничим и поступать честно — это значит поставить под угрозу свою карьеру, благосостояние семьи и прослыть среди сослуживцев «выскочкой».

На службе городничий уже 30 лет. Свою карьеру он начал с самых низов и, наконец, дослужился до начальника уездного города.

Черты характера, поведение и поступки

Сквозник-Дмухановский — человек серьёзный, ведёт себя солидно, иногда любит поучать и рассуждать. Солидность ему придаёт убеждённость в своей правоте, которая появилась у него из его опыта.

Он гордится, что многоопытен и умеет вывернуться при ревизорских проверках. «Тридцать лет живу на службе… Трёх губернаторов обманул!..» — объявляет он. Но то, что ревизор едет тайно, инкогнито, его настораживает. Когда городничий узнал, что предполагаемый ревизор находится в городе вторую неделю, то ощутил настоящий ужас — ведь в это время была высечена унтер-офицерская жена, арестантам не выдавалась провизия, а на улицах грязь.

Практичность и разумность Сквозник-Дмухановского проявилась в том, что, несмотря на ощущение тревоги и спешку, он распорядился навести хотя бы внешний порядок в тех учреждениях, куда может зайти ревизор — в суде, в богоугодных заведениях и в училищах. Он особенно настаивает на соблюдении видимости приличия:

  • убрать гусей из передней уездного суда;
  • надеть на больных чистые колпаки;
  • внушить учителю, чтобы не строил рожи;
  • чисто подмести улицу, которая идёт к трактиру, где остановился «ревизор»;
  • выставить на мосту квартального высокого роста и т. д. и т. п.

Накануне получения письма от приятеля городничему приснились две большие чёрные крысы, которые понюхали всё вокруг и ушли. Суеверный городничий, у которого совесть нечиста, узнав из письма о том, что едет ревизор инкогнито, почувствовал сильную тревогу и страх.

Сквозник-Дмухановский считает, что он «в вере твёрд», так как в церкви бывает каждое воскресенье. Интересно, что церковь при богоугодном заведении, на строительство которой были выделены казенные деньги, строиться не начиналась, но городничий в своё время предоставил рапорт о том, что она начала строиться и сгорела.

Городничий любит карточную игру. Прохаживаясь по городу, он заходит в любую лавку и берёт бесплатно то, что захочет, запугивая купца, что иначе разместит в его доме на постой целый полк.

С женой у него отношения хорошие, он называет её «матушка», «душа моя».

Развитие образа городничего на протяжении всего действия комедии

В начале пьесы Сквозник-Дмухановского поразило известие приятеля о возможном приезде ревизора, особенно тревожно ему было от того, что чиновник едет инкогнито и неизвестно когда прибудет. В течение почти всего действия пьесы чувство страха и тревоги не покидало городничего. Причиной этого страха было то, что у Сквозник-Дмухановского были различные злоупотребления. Он боялся наказания или, точнее говоря, расправы за них.

Когда Хлестаков взял у него взаймы деньги, для городничего это означало, что у них установилось обоюдное соглашение: ревизор не будет губить ревизуемого, а городничий будет и дальше ублажать ревизора.

Сквозник-Дмухановский продолжал соблюдать правила той игры, которую вёл, по его мнению, Хлестаков (вообще не подозревающий, что его приняли за ревизора), то есть не показывать вида, что он даёт взятку.

Если ревизор не желает, чтобы его узнали, городничий и не показывает свою осведомлённость. Казалось, всё Сквозник-Дмухановский сделал как надо, всё предусмотрел, но нервы всё же напряжены, и он поддался на обман, что Хлестаков женится на его дочери. Поняв, что он станет родственником такого могущественного человека, городничий испытывает буйную радость. Поэтому объявление о прибытии настоящего ревизора стало для него громовым ударом. Городничий обвиняет себя в глупости, дурости, в том, что принял какого-то вертопраха за важного человека.

Оценка героя автором и литературными критиками

Н. В. Гоголь считал, что городничий «более всего озабочен тем, чтобы не пропускать того, что плывёт в руки». Из-за этого «он стал притеснителем, не чувствуя сам, что он притеснитель, потому что злобного желанья притеснять в нём нет: есть только желанье прибрать всё, что ни видят глаза».

В. Г. Белинский считал городничего человеком, по-своему, умным, искусным плутом. То, что такой человек обманулся насчёт Хлестакова, критик объяснял тем, что в этом «помог» ему собственный страх.

П. А. Вяземский тоже полагал, что то, что городничий так легковерно вдался в обман, не потребовав документов у мнимого ревизора, виноват его страх, что Гоголь помнил пословицу, что у страха глаза велики, и на этом построил свою пьесу.

Советский и российский литературовед Ю. В. Манн отмечает, что городничий искусством подчиняться «владел так же, как искусством подчинять и угнетать».

Вывод

В комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» много интересных персонажей. Образ городничего Скозник-Дмухановского получился очень впечатляющим. Это своеобразный собирательный образ государственной власти России первой половины 19 века. Недаром Николай I воскликнул после премьеры комедии: «Ну, пьеска! Всем досталось, а мне — больше всех!»

Характеристика образа городничего, представленная в статье, может быть полезной для подготовки к уроку литературы и при написании сочинений.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *