Образ и характеристика Гриши Добросклонова — героя поэмы Николая Алексеевича Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

Образ Гриши Добросклонова в поэме «Кому на Руси жить хорошо» Николай Алексеевич Некрасов создал, чтобы показать, что народный заступник несмотря на тяготы жизни может быть счастлив. Появляется этот герой в главе «Пир на весь мир», во вступлении, последние слова главы и всей поэмы — тоже о нём.

Гриша Добросклонов — простой, добрый парень из бедной семьи, который имеет талант слагать песни. Он мечтает о том, чтобы крестьянам жилось на Руси «вольготно, весело», и готов отдать все свои силы для осуществления этой мечты.

Характеристика Гриши Добросклонова поможет определить основные черты его характера и ответить на вопрос, почему Некрасов считает этого юношу счастливым человеком.

Портрет

Гриша Добросклонов — юноша, которому, вероятно, лет 16 – 18 (он младше брата, а тому 19 лет). У него «лицо худое, бледное», вьющиеся волосы красноватого оттенка. Сложение у него крепкое, кость широкая.

История Гриши Добросклонова

Родился этот герой поэмы в селе Вахлачина в семье приходского дьячка Трифона. У него есть старший брат Савва, которому 19 лет. Их мать Домна уже умерла. Жизнь её была тяжела, семья жила впроголодь, часто приходилось Домне просить у односельчан хлеб, и за их помощь она помогала им в работе.

Когда сыновья подросли, Трифон отдал их учиться в семинарию, а сам жил «беднее захудалого последнего крестьянина», постоянно был голоден и всё время искал «где выпить, где поесть».

В семинарии, где учились братья, было «тёмно, холодно, угрюмо, строго, голодно». Были они всё время голодные, так как «их недокармливал хапуга-эконом».  Дома на каникулах они отъедались — их Влас-крёстный и прочие мужики давали им еду, а парни платили им работой и хлопотали по их делам в городе.

В семинарии Гриша иногда вспоминал детство, матушку и тихонько пел песню «Солёная», которую сложила Домна. Тужил юноша «о матушке и обо всей вахлачине, кормилице своей». Любовь к родному селу слилась у него с любовью к матери, и уже лет с 15 он уже твёрдо решил «жить для счастия убогого и тёмного родного уголка».

В чём видит счастье Гриша Добросклонов

Этот юноша умён, он понимает, что во многих бедах крестьян виновно было крепостное право, что оно калечило души и помещиков, и крепостных дворовых людей, и объясняет это своим землякам. Те дивятся уму молодого парня, а его отец с гордостью говорит, что Гриша хочет поступать в университет.

Счастье Гриши Добросклонова заключается не в богатстве, а в том, чтобы народ жил счастливо: «…дай господь, // Чтоб землякам моим // И каждому крестьянину // Жилось вольготно-весело // На всей святой Руси!» Об этом мечтает герой.

Григорий обладает не только ораторским даром, даром убеждения, но и талантом слагать песни. Каждая из песен Гриши Добросклонова — о народе, о Родине.

В первой песне Гриши Добросклонова, которую он пел вместе с братом Саввой, говорится о счастье народа, которое возможно только после обретения свободы и света знаний.

Во второй песне Гриши поднимается проблема народа, которому после отмены крепостного права нужно научиться «быть гражданином».

Третья песня, «Русь», особенно «удалась», и юноша решил завтра её спеть своим землякам для поднятия их духа. В этой песне звучит вера в светлое будущее Родины.

Вывод

Образ народного заступника Гриши Добросклонова в поэме Николая Алексеевича Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» интересен тем, что его прототипом стал революционный демократ, литературный критик Николай Александрович Добролюбов. Автор считает, что Гриша Добросклонов — счастливый человек, потому что этот герой — настоящий патриот, поставивший себе цель помочь народу, освободившись от рабства, обрести свободу и счастливую жизнь. Хотя Григорию готовила судьба в будущем каторгу и раннюю смерть, Некрасов всячески подчёркивает, что на вопрос: кому на Руси жить хорошо? — следует ответить: борцу за народное счастье Григорию Добросклонову.

Характеристика образа Гриши Добросклонова, представленная в статье, может быть полезной для подготовки к уроку литературы и при написании сочинений.

Учительница Косточка задаёт прочитать:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.