Образ и характеристика Кабанихи — героини пьесы «Гроза»


Образ Кабанихи — один из основных образов драмы Александра Николаевича Островского «Гроза». Выписан он автором очень ярко, чётко. Драматург сумел показать не только отношение этой героини к окружающим, но и её душевный облик. Властная купчиха Марфа Игнатьевна Кабанова (Кабаниха) является ревностной защитницей патриархальных нравов и обычаев, ставших законом повседневной жизни обитателей города Калинова. Образ Кабанихи в пьесе «Гроза» очень важен. Она является свекровью Катерины, главной героини пьесы, и именно конфликт Катерины и Кабанихи стал причиной гибели главной героини.

Социальное и семейное положение

Марфа Игнатьевна Кабанова — вдова, кума богатого купца Дикого. Семья Кабанихи принадлежит к купеческому сословию. Марфа Игнатьевна богата, поэтому считает себя главой семьи, хотя по патриархальным обычаям, за которые она так ратует, главой семьи должен быть мужчина. Сын Кабанихи Тихон уже взрослый и даже женатый. Он мог бы стать главой семьи, но мать не доверяет ему принятия решений, считая его слабохарактерным и неразумным. Семья Кабанихи невелика: Марфа Игнатьевна, её сын Тихон, дочь Варвара и жена Тихона Катерина.

Значение имени


Марфа Игнатьевна Кабанова недаром названа драматургом именно так. Марфа — это русская форма имени Марта, которое в переводе с древнееврейского языка означает «хозяйка», владычица», «наставница». Купчиху калиновцы прозвали Кабанихой, и это прозвище очень ей подходит, потому что она недобрая, грубая, хотя притворяется добродетельной.

Речевая характеристика

Особенности речи Кабанихи прекрасно передают её деспотизм и преклонение перед традициями, установившимися в купеческих семьях. Речь Кабанихи состоит из поучений, упрёков, наставлений и даже угроз. Характерны в этом отношении её первые слова в пьесе, обращённые к сыну: «Если ты хочешь мать послушать, так ты, как приедешь туда, сделай так, как я тебе приказывала». Купчиха не терпит, когда ей говорят, что в своих обвинениях она не права.

Характер, поступки

Описание внешности Кабанихи в пьесе отсутствует, но зато по её речам и поступкам можно составить психологический портрет этой героини.

Если рассмотреть отношение Кабанихи к религии, то окажется, что её вера в Бога проявляется только в соблюдении церковных ритуалов. Завет Иисуса Христа возлюбить своего ближнего, как самого себя, она не соблюдает. Она привечает в своём доме странниц, одаряет нищих, так как думает, что это угодно Богу, а своих самых близких людей мучает напрасными укорами и постоянным ворчанием. В этом проявляется ханжество купчихи.

Отличительные черты характера Кабанихи:

  • Ханжество и лицемерие. Проявляются эти качества у неё в том, что она поедом ест своих близких, но старается в глазах калиновцев выглядеть доброй и набожной.
  • Деспотизм, жестокость. Кабаниха не жалеет своего сына Тихона, который стал слабовольным, слабохарактерным из-за её постоянного психологического давления. Тем более ей не жаль Катерину, изменившую мужу и раскаявшуюся в этом грехе. За супружескую измену Катерины Кабаниха предлагает её «живую в землю закопать, чтоб она казнилась».
  • Глупость. Марфа Игнатьевна старается выглядеть в глазах других людей разумной женщиной, но не понимает, что, создав в своём доме атмосферу лицемерия, обмана, вырастила дочь-обманщицу (Варвара лжёт матери и даже ворует у неё ключ от садовой калитки). Глупость купчихи проявляется и в том, что, прилюдно унижая сына, она хочет, чтобы жена его боялась и уважала. При людях мать говорит о нём: «Дурак! Что с дураком и говорить! Только грех один!»
  • Фанатизм. Он проявляется в том, что старые порядки для неё — единственно правильные. Кабаниха боится нововведений, ненавидит всё новое и хочет, чтобы все соблюдали старые обычаи. Эта властная женщина строго следит, чтобы её домашние соблюдали ритуалы патриархальной старины. Ей безразлично, что это только формальное следование обычаям— чтобы только её не гневить.

В устах Кабанихи слово «порядок» означает буквальное следование домостроевским ритуалам и безоговорочное послушание главе семьи. Жена, по её убеждению, должна прилюдно проявлять свою покорность мужу, да ещё так, как полагается по патриархальным обычаям.

Взаимоотношения Кабанихи с другими персонажами

Кабанова к своим домашним относится строго. Отношение её к Тихону пренебрежительное. Она довела его своими попрёками до того, что он сокрушается: «…что я за несчастный такой человек на свет рождён, что не могу вам угодить ничем». На это его мать реагирует снова упрёками: «что ты нюни-то распустил? <…> Станет ли тебя жена бояться после этого?» Тихон так измучен попрёками матери, что рад любому поводу уйти из дома. Он часто ходит к купцу Дикому выпивать, а уж деловая поездка в Москву для него вообще праздник.

К Варваре Кабаниха относится не так строго, она говорит ей: «Гуляй, пока твоя пора придёт. Ещё насидишься!» Дело в том, что в Калинове обычай, о котором говорит Кудряш Борису: «Девки гуляют себе как хотят, отцу с матерью и дела нет. Только бабы взаперти сидят». Но свободолюбивой Варваре не по нраву слушать постоянное ворчание матери. Когда та после признания Катерины в супружеской измене стала Варвару «тиранить и на замок запирать» за то, что она знала об измене Катерины, но не сказала о ней матери, хитрая и находчивая Варвара убежала из дома с Кудряшом.

Отношение Кабанихи к Катерине очень негативное. Она ненавидела свою невестку, чувствуя, что у неё свободолюбивая душа. Кабаниха относится к Катерине несправедливо, ведь молодая женщина старалась жить с ней мирно. Чтобы уберечь и себя, и мужа от напрасных попрёков, Катерина уверяла свекровь: «Для меня, маменька, всё одно, что родная мать, что ты, да и Тихон тоже тебя любит». На самом деле она думает о ней по-другому: «Сокрушила она меня… от неё мне и дом-то опостылел…»

Когда свекровь узнала, что Катерина изменила мужу, то стала её «поедом есть». В конце концов, молодая женщина свела счёты с жизнью, и Тихон во всеуслышанье упрекал в этом мать: «Вы её погубили! Вы! Вы!»

Другие персонажи характеризуют Кабаниху по-разному:

  • Кулигин говорит о ней Борису: «Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних заела совсем».
  • Странница Феклуша восхваляет Марфу Игнатьевну за то, что эта купчиха, по её мнению, благочестива и «добродетелями многими» украшена.
  • Купец-самодур Дикой говорит ей, что только она во всём городе умеет его разговорить, то есть успокоить, когда он сердится.

Вывод

Образ Кабанихи в пьесе А. Н. Островского «Гроза» — один из центральных. Представители «тёмного царства» Дикой и Кабаниха принадлежат к типу литературных героев, которых после появления этой пьесы стали называть самодурами. Богатой купчихе Марфе Игнатьевне Кабановой присущи все черты самодура: она действует по своему произволу, по своей прихоти, унижает тех, кто от неё зависит. Её гнёт, который выражался в постоянном ворчании, упрёках, наставлениях, не вынесла ни Катерина, покончив жизнь самоубийством, ни Варвара, убежавшая из родительского дома. Даже Тихон, самый забитый и приниженный герой пьесы, решился на упрёк матери, обвинив её в гибели Катерины. Всё это указывает на кризис патриархального мира и стремление людей к освобождению от гнёта устаревших ритуальных форм жизни и свободе личности.

А. Н. Островский в пьесе «Гроза» в лице Кабанихи показал антигуманистическую сущность представителей «тёмного царства» и представил их на всеобщее поругание.

Характеристика образа Кабанихи (Марфы Игнатьевны Кабановой), представленная в статье, может быть полезной для подготовки к уроку литературы и при написании сочинений.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.