Образ Карандышева в пьесе Александра Николаевича Островского — это образ «маленького человека», уязвлённого пренебрежительным отношением к нему богачей и желающего стать равным с ними.
Характеристика образа Карандышева поможет понять, какую роль играет в пьесе этот «маленький человек».
Содержание
Описание героя
Юлий Капитоныч Карандышев — молодой небогатый чиновник, жених Ларисы Дмитриевны Огудаловой, главной героини пьесы.
У этого персонажа нет вкуса и чувства меры. Об этом свидетельствует описание его комнаты, которое даёт Вожеватов: «В кабинете ковер грошовый на стену прибил, кинжалов, пистолетов тульских навешал…»
Карандышев не обладает ни выдающимся умом, ни обаянием, ни большими средствами и способностями, однако претендует на всеобщее уважение.
Эгоизм, высокомерие, непомерную гордыню этого героя пьесы автор подчёркивает не раз. Например, Карандышев медлит с отъездом в деревню и устраивает обед, чтобы погордиться перед знатными и богатыми людьми, что его выбрала в женихи Лариса. На этом званом обеде проявляются ещё такие его качества как спесь, болезненное самолюбие. глупость.
В то же время чиновник не уверен в себе, труслив, слаб. Эти качества подчёркнуты Вожеватовым во время разговора с Кнуровым о том, что Карандышев «вертится» в доме Огудаловых уже года три и что его несостоявшееся самоубийство из-за ревности всех насмешило.
Значение фамилии
Карандышев носит имя знаменитого римского императора, но фамилия этого персонажа свидетельствует о его незначительности и о его неоправданных надеждах на высокое положение в обществе. Понять значение фамилии «Крандышев» поможет словарь Даля. В нём сказано, что «карандыш»— это кротышка, малорослый человек.
Взаимоотношения с окружающими
Юлий Капитоныч очень стремится стать значительным человеком, попасть в высшее общество города Бряхимова. Однако представители этого общества обычно его не замечали или же он был для них предметом насмешек и издевательств. Пренебрежение к нему богатых людей особенно подчёркнуто автором на званом обеде, который он устроил.
К Карандышеву гости относятся, как к шуту, насмехаются над ним, но изрядно выпивший хозяин не замечает этого и думает, что они уважают его и довольны угощением. Вероятно, если бы этот персонаж так не «пыжился», то к нему люди относились бы по-другому, но его нелепые попытки попасть в высшее общество Бряхимова вызывают у окружающих лишь презрение.
Карандышев и Лариса
Карандышев называл дом Огудаловых цыганским табором, однако упорно посещал его три года в надежде на любовь прекрасной девушки Ларисы Огудаловой.
Её мать считала его запасным вариантом жениха для дочери. И, наконец, Лариса, устав от того, что мать постоянно держала дом открытым для холостяков и заставляла её любезничать с ними, согласилась выйти замуж за Карандышева. Девушка надеялась уехать с ним в деревню и отдохнуть от шумной суеты.
Юлий Капитоныч стал очень гордиться, что девушка выбрала в женихи именно его. С её помощью он надеялся занять престижное место в городском обществе. Возможно, Карандышев Ларису любил, но, очевидно, что это чувство не было возвышенным.
В отношениях с Ларисой проявляются отрицательные качества характера Карандышева: эгоизм, подозрительность, ревность.
Он глух к просьбам девушки поскорее уехать в деревню. Она готова полюбить своего жениха, если он будет скромнее себя вести. Но Карандышеву нужно, чтобы богачи Бряхимова признали его равным себе. Он хочет «повеличаться», погордиться своей невестой. Поэтому, гуляя с Ларисой по бульвару, Юлий Капитоныч едва кивает знакомым.
Эгоизм и нечуткость Карандышева проявляются в том, что плохо говорит о родном доме своей невесты, называет его цыганским табором. Он упрекает девушку за дружбу с Вожеватовым, с которым она знакома с детства: «Называете его Васей. Что за фамильярность с молодым человеком!» Юлий Капитоныч, ещё не женившись на Ларисе, думает, что имеет право ограничивать её свободу (во время званого обеда запрещает ей петь).
Читателю становится понятно, что Лариса для Карандышева является, как и для других мужчин из её окружения, просто вещью. Только для богачей она — дорогая вещь для удовольствия, а для её жениха — вещь для престижа.
Вывод
Образ Карандышева в «Бесприданнице» Александра Николаевича Островского является образом «маленького человека», однако не вызывает жалости. У этого персонажа слишком большие амбиции, не соответствующие его социальному положению.
Он хотел добиться высокого положения в обществе не за счёт своих способностей, а за счёт своей невесты. Юлий Капитоныч относился к Ларисе, как к вещи. В финале пьесы Карандышев застрелил Ларису, решив, что она может быть только его собственностью.
Характеристика образа Карандышева, представленная в статье, может быть полезной для подготовки к уроку литературы и при написании сочинений.