Образ и характеристика Коровьева (Фагота) — героя романа Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита»

Образ Коровьева в романе «Мастер и Маргарита» автор, Михаил Афанасьевич Булгаков, сделал ярким и запоминающимся. Характеристика Коровьева поможет определить его роль в романе.

Описание Коровьева

Этот персонаж состоит в свите Воланда, князя тьмы, который посетил Москву в 30-х годах XX столетия с целью посмотреть, насколько изменились её жители. Прозвище Коровьева — Фагот.

В первой главе он появляется перед Берлиозом, председателем правления Массолита, в виде галлюцинации. Берлиоз увидел, что перед ним появился «прозрачный гражданин престранного вида». У него была маленькая голова, на которой красовался жокейский картузик. Одет он в клетчатый костюм, физиономия у него глумливая, ростом он в сажень (то есть около 2 метров), «но в плечах узок, худ неимоверно».

А когда поздним вечером этот странный гражданин предстал не воздушным, а в обыкновенном виде, описание его внешности дополняется: Берлиоз увидел, что «усишки у него как куриные перья, глазки маленькие, иронические и полупьяные».

Треснувшим тенором он подсказал Берлиозу, где находится турникет, назвав себя бывшим регентом. А когда этого регента впервые увидел Иван Бездомный, у того на носу было «пенсне, в котором одного стекла вовсе не было, а другое треснуло».

В главе 32 в сцене полёта Маргариты, Воланда и его свиты, покидающих Москву, Коровьев (Фагот) предстаёт в своём настоящем виде: это «тёмно-фиолетовый рыцарь с мрачнейшим и никогда не улыбающимся лицом», думавший «о чём-то своём, летя рядом с Воландом».

Воланд объяснил Маргарите, что этот рыцарь когда-то неудачно пошутил, разговаривая о свете и тьме. Сочинённый им каламбур «был не совсем хорош», поэтому ему пришлось «пошутить немного больше и дольше, нежели он предполагал».

Характер и поступки

Коровьев предстаёт перед людьми развязным, постоянно ёрничающим кривлякой, ведёт себя нагло, бесцеремонно. Но с Воландом он почтителен, беспрекословно выполняет его поручения. Почтительно Фагот относится и к Маргарите. В общении с ними он проявляет свои лучшие черты характера: ум, проницательность, исполнительность.

Другим людям этот длинный, как жердь, гражданин представляется то бывшим регентом, то «переводчиком при особе иностранца» и предстаёт перед ними как весельчак, любящий выпить, пересыпающий свою речь шутками и прибаутками.

В свите Воланда Коровьев выполняет роль ближайшего помощника мессира. Он старается исправно выполнять поручения Воланда. Из деяний бывшего регента можно выделить следующие:

  • Дал Босому, председателю жилтоварищества, взятку рублями, которые в последующем превратились в доллары.
  • Во время представления в театре Варьете занимал зрителей, открыл на сцене «дамский магазин».
  • Посетил филиал Комиссии зрелищ и увеселений облегчённого типа как видный специалист по организации хоровых кружков. После этого все служащие филиала периодически, против своей воли, хором пели песню «Славное море, священный Байкал». Остановиться они не могли, и их всех увезли в психиатрическую клинику.
  • Вместе с котом Бегемотом посетил Торгсин и ресторан в Доме Грибоедова, где кот устроил пожары.

Вывод

Образ Коровьева в романе Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита» неоднозначен. Служа сатане (Воланду), совершая гнусные поступки, он, однако, не делает зла добрым и честным людям, наказывает только тех, кто совершает скверные поступки (Босой) или обладает излишним самомнением (Берлиоз). Роль Коровьева в романе «Мастер и Маргарита» состоит в том, что он удерживает равновесие между Добром и Злом.

Характеристика образа Коровьева (Фагота), представленная в статье, может быть полезной для подготовки к уроку литературы и при написании сочинений.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.