Образ Кулигина в пьесе Александра Николаевича Островского «Гроза» имеет большое значение, несмотря на то что Кулигин является в этом произведении героем второстепенным, автор даже не указал его имя. Драма «Гроза» открывается песней Кулигина, потому что драматург хотел показать контраст между прекрасным видом, о котором поёт этот герой, и жестокими нравами, царящими в городе Калинове (о которых впоследствии рассказывает этот же герой).
Содержание
Социальное положение, род занятий, значение фамилии
Кулигин — мещанин города Калинова. Ему 50 лет. Автор пишет о его профессии так: «часовщик-самоучка, отыскивающий перпетуум-мобиле». Сам герой говорит о себе, что он по профессии «механик, самоучка-механик». Можно сказать, что у этого персонажа пьесы «Гроза» говорящая фамилия, ведь она созвучна фамилии Ивана Кулибина, талантливого русского механика-изобретателя из мещан.
Речевая характеристика
Кулигин разговорчив («…люблю разговор рассыпать!»). Он может беседовать с людьми на разные темы, стремится поделиться своими знаниями. Речь Кулигина довольно грамотна, так как он любит читать, увлекается поэзией, часто приводит в разговоре отрывки из стихов. Особо почитает Кулигин поэтов Державина и Ломоносова за их мудрую поэзию. Он гордится, что мудрый испытатель природы Ломоносов «тоже из нашего, из простого сословия».
Жизненная позиция
Кулигин в пьесе «Гроза» — носитель нового взгляда на мир, отличного от мировоззрения большинства жителей города Калинова. Он является самым передовым человеком из своих земляков. Кулигин мечтал изобрести вечный двигатель. Именно это изобретение сильнее всего занимает этого механика-самоучку. Он хочет изобрести перпетуум-мобиле (вечный двигатель), получить от англичан за него миллион и употребить эти деньги на то, чтобы дать работу мещанству. Кулигин предлагает сделать в городе техническое нововведение — поставить громоотводы, но не находит на это согласие у горожан, уверенных, что гроза — это Божья кара.
Кулигин видит несправедливость, зло «тёмного царства». Характеристику жизни города Калинова Кулигин даёт в своих монологах (действие 1, явление 3; действие 3, явление 3). В первом монологе, обращённом к Борису, он говорит: «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!» И далее сообщает, что в мещанстве царят грубые нравы и бедность, а купцы «торговлю друг у друга подрывают, и не столько из корысти, сколько из зависти».
Во втором монологе этот герой рассказывает Борису о тиранстве богатых калиновцев над своими семьями, о том, что у них за запертыми воротами процветают разврат и пьянство.
Отношение Кулигина к «тёмному царству» негативное, но он не так остро ощущает его губительную силу, как Катерина. Герой даёт нравственную оценку самоубийству Катерины, он восклицает: «Тело её здесь, возьмите его; а душа теперь не ваша: она теперь перед судией, который милосерднее вас!»
Кулигин и Дикой
В пьесе «Гроза» герои-антиподы — это Дикой и Кулигин. Механик-самоучка отлично знал грубый, жестокий нрав этого богатого купца, но надеялся, что уговорит его сделать доброе дело для горожан. Кулигин величал Дикого уважительно — «ваше степенство». Он просит у него 10 рублей на устройство на бульваре солнечных часов «для общей пользы». Но сумасбродный купец обвиняет его: «А может, ты украсть хочешь; кто тебя знает!»
Постепенно конфликт Кулигина и Дикого развивается: спор о солнечных часах переходит к вопросу, нужно ли в Калинове, где часты грозы, завести громоотводы. В споре о громоотводах в полной мере раскрывается разница в мировоззрении этих персонажей. Если механику-самоучке присущ научный и поэтический взгляд на мир, то богатому купцу — косный, религиозный взгляд. Дикой, утверждающий, что гроза людям посылается в наказание, придерживается мнения, что Бог за грехи может поразить человека молнией. Споря с этим утверждением, механик цитирует оду Державина «Бог»: «Я телом в прахе истлеваю, //Умом громам повелеваю». Дикой за эти слова угрожает отправить его к городничему. Тот, понимая, что этого сумасброда не убедишь помочь осуществить техническое нововведение для пользы горожан, говорит: «Нечего делать, надо покориться! А вот когда будет у меня миллион, тогда я поговорю». Дикой, услышав эти слова, подумал, что этот мещанин собирается украсть у кого-то деньги. «Этакий фальшивый мужичонко!» — восклицает он.
Характер
Кулигин отличается от других калиновцев тягой к знаниям, любовью к поэзии, к природе. «Я каждый день гляжу за Волгу и всё наглядеться не могу», — говорит он. Красота природы радует его душу, а многие его земляки (например, Кудряш) не понимают его восторгов от красоты природы.
Кулигину присущи следующие черты характера:
Вывод
Роль Кулигина в пьесе А. Н. Островского «Гроза» состоит в том, что его образ умного, образованного, доброго человека оттеняет отсталость и злобность представителей «тёмного царства». Кулигина можно позвать маленьким человеком, потому что он не имеет влияния на общество в отличие от богатых людей. Функциональная значимость образа Кулигина в пьесе «Гроза» состоит в том, что автор показал на его примере, что просвещённые люди пока не могут противостоять невежеству и дикости нравов большинства богатых людей.
Всё же Кулигина можно считать положительным героем, потому что он живёт по другим нравственным законам, отличным от законов «тёмного царства». Этому тёмному миру не нужен свет, но Кулигин мечтает, что просвещение и механизация позволят победить жестокость, грубость, безнравственность, и старается, по мере своей возможности, просвещать своих земляков. Образ Кулигина в пьесе «Гроза» помогает читателям и зрителям ощутить, что в середине 19 века в России всё более назревал конфликт между миром консерваторов, так называемым «тёмным царством» и прогрессивными силами.
Характеристика образа Кулигина, представленная в статье, может быть полезной для подготовки к уроку литературы и при написании сочинений.