Образ Ларисы Огудаловой в драме Александра Николаевича Островского «Бесприданница» раскрывается драматургом в процессе развития действия пьесы. Читатель видит, что в трагедии героини виновно общество, богатые представители которого уверены, что всё могут купить, в том числе и любовь.
Характеристика Ларисы Огудаловой, главной героини пьесы «Бесприданница», помогает понять, что девушке с пылким сердцем и романтическими взглядами на жизнь трудно сохранить в мире купли-продажи чистоту души: девушка погибнет если не физически, то нравственно.
Содержание
Описание героини (социальное положение, образование, внешность)
Лариса Дмитриевна Огудалова — молодая девушка, живущая с матерью в городе Бряхимове на Волге. Она бесприданница, так как средств у матери мало. Её родители, вероятно, были обедневшими дворянами. Отец девушки умер, а две её старшие сестры вышли замуж.
Лариса получила хорошее образование, она умна, хорошо поёт и играет на фортепиано и на гитаре. Девушка красива, у неё артистичная, чувствительная натура. Вокруг неё много поклонников, однако никого из них не интересует её душа, её чувства.
Значение имени
Лариса в переводе с латыни означает «чайка». Чайка — свободная птица, парящая над морем. Она то взмывает вверх, то камнем падает вниз. Душа героини «Бесприданницы» похожа на свободную чайку. Она, будто чайка, то парящая над морем, то резко падающая вниз. Романтическая душа Ларисы тоже парит над миром, но разочарование в людях бросает её вниз.
Взаимоотношения с окружающими
Мать Ларисы очень хочет удачно выдать её замуж, поэтому постоянно держит свой дом открытым для потенциальных женихов. Она заставляет дочь любезничать с ними, и это очень угнетает девушку, так как она не желает лицемерить. Героиня поняла, что каждый из окружающих её мужчин относится к ней, как к красивой вещи, кукле. «Я вижу, что я для вас кукла; поиграете вы мной, изломаете и бросите», — говорит она своему жениху Карандышеву.
Лариса и Карандышев
Девушка мечтает покинуть свой дом, так как не хочет больше по велению матери лицемерить и притворяться, общаясь с потенциальными женихами. Поэтому она согласилась выйти замуж за Юлия Капитоныча Карандышева, надеясь поселиться с этим небогатым чиновником где-нибудь в глуши и найти там в семейной жизни для себя внутреннее успокоение и участие со стороны мужа.
Карандышева богатые люди не принимают в своё общество, унижают его, поэтому он хочет доказать свою значимость. Он стал женихом Ларисы, которая пользуется популярностью у состоятельных людей. Это для Карандышева стало поводом поставить себя выше других — ведь красивая, умная и талантливая девушка выбрала в мужья именно его.
После приезда Сергея Сергеича Паратова, бросившего Ларису год назад, но всё ещё любимого ею, девушка говорит жениху: «Поедемте в деревню, сейчас поедемте!» Она не хочет встречаться с Паратовым, но Карандышев не согласен сейчас уезжать, прежде он желает «погордиться и повеличаться» перед богатеями. Для этого Юлий Капитоныч устроил званый обед, который ещё больше унизил его в глазах и Ларисы, и тех, кого он пригласил.
Карандышев слишком много выпил и стал посмешищем для гостей. У него появилось высокомерие по отношению к своей невесте — он запретил ей петь для гостей. На уговоры богачей, которые хотели послушать пение девушки, Карандышев отвечает: «Нет, нет, и не просите; я запрещаю». Лариса возмущена: «Вы запрещаете? Так я буду петь, господа». Она теперь отчётливо поняла, что является для жениха только средством достижения своей цели.
Нужно отметить, что и сама героиня не щадит Юлия Капитоныча. Она не испытывает к нему ни терпимости, ни сострадания, презирает его и не скрывает этого.
Лариса и Паратов
Год назад Лариса полюбила Паратова, блестящего барина, судовладельца. Она полюбила его за самоуверенность, гордость. Девушка считает его добрым человеком, потому что видела, «как он помогал бедным, как отдавал все деньги, которые были с ним». «Сергей Сергеич… это идеал мужчины», — говорит она Карандышеву.
Но Паратов, поездив к Огудаловым пару месяцев и отбив всех женихов Ларисы, покинул город. Девушка так его любила, что чуть не умерла с горя. Она до сих пор любит его, считает этого человека идеалом мужчины, не понимая, что он — делец, для которого честь и совесть совсем не нужны. Паратов считает, что всё можно купить, даже любовь. Когда Сергей Сергеевич приехал через год в Бряхимов, Лариса стала надеяться, что он женится на ней. «Вы — мой повелитель», говорит она Паратову и едет с ним на пикник за Волгу, покинув жениха. После этой ночи Паратов объявил девушке, что он обручён с другой. Лариса решает: «…мне жить нельзя, и мне жить незачем!» Однако не имеет решимости покончить жизнь самоубийством. «Кабы теперь меня убил кто-нибудь…» — говорит она и через некоторое время, действительно, Карандышев стреляет в неё из пистолета. Последние слова Ларисы, обращённые к Карандышеву и к вышедшим из кофейной на звук выстрела Паратову, Кнурову и Вожеватову: «…вы все хорошие люди… я вас всех… всех люблю».
Характер, поступки
Основные черты характера Ларисы Огудаловой:
Смерть Ларисы Огудаловой
Поняв, что для Паратова она не любимая, а просто «мгновенное увлечение», девушка хотела броситься в Волгу, но на самоубийство оказалась не способна. Она желала, чтобы её кто-нибудь убил, избавив от страданий, и смерть её настигла: в неё стреляет отвергнутый ею Карандышев. Умирая, героиня поняла, что его она сама подтолкнула на это, задев его самолюбие словами о том, что она для него слишком дорогая вещь. «Пистолет сюда, сюда, на стол! Это я сама… сама», — говорит она. Перед смертью девушка прощает всех, ведь виноват в её гибели не только Карандышев, но и все, кто её окружал. И в том числе она сама.
Вывод
Трагедия Ларисы Огудаловой, главной героини пьесы Александра Николаевича Островского «Бесприданница» состоит в том, что она одинока в этом мире, любовь её к Паратову оказалась ему не нужна. Для него эта девушка — просто очередное увлечение, на роль невесты ему не годится, ведь она бесприданница.
Автор показал, что, подчиняясь циничному обществу, где всё продаётся и покупается, героиня готова была уже нравственно погибнуть, согласиться на то, чтобы стать содержанкой богача Кнурова, и только выстрел Карандышева спасает её от нравственного падения.
Характеристика образа Ларисы Огудаловой, представленная в статье, может быть полезной для подготовки к уроку литературы и при написании сочинений.