Образ и характеристика Лидии Михайловны — героини рассказа Валентина Григорьевича Распутина «Уроки французского»

Образ Лидии Михайловны в рассказе «Уроки французского» Валентин Григорьевич Распутин создал как образ настоящего педагога. Характеристика Лидии Михайловны заостряет внимание на чертах характера этой героини и на том, какой урок она преподала своему ученику.

Портрет Лидии Михайловны

Этой учительнице французского языка, работавшей в школе в райцентре, было лет 25. В её лице не было жестокости, которая появляется с годами даже у «самых добрых и мягких по натуре» учителей.

Внешность Лидии Михайловны описана в рассказе так: у неё «правильное и потому не слишком живое лицо с прищуренными, чтобы скрыть в них косинку, глазами», тугая, редко раскрывающаяся до конца улыбка и «совсем чёрные, коротко остриженные волосы».

Голос у неё «был каким-то мелким и лёгким, так что в него приходилось вслушиваться».

Характер Лидии Михайловны и её поступки

Эта учительница была классной руководительницей пятого класса, в котором учился главный герой, мальчик из дальней сибирской деревни. Относилась она к ученикам внимательно, «скрыть от неё что-либо было трудно».

Когда учительница заметила, что у мальчика избито лицо, и узнала от ябеды Тишкина, что мальчика избили во время игры на деньги, она не повела его к директору, а сама расспросила после уроков. Узнав, что он тратит выигранные деньги на молоко, учительница сказала, что всё же на деньги играть не надо, и мальчик пообещал не играть.

Заметив через некоторое время у мальчика вздутую от побоев губу и поняв, что он снова играл на деньги, учительница вызвала его к доске, чтобы он читал французский текст. У него и раньше было плохое французское произношение, а из-за разбитой губы стало ещё хуже, и Лидия Михайловна заставила героя заниматься дополнительно.

Сначала она с ним занималась в школе, а затем решила, что времени там у них остаётся до второй смены мало, и пригласила его заниматься в её квартире.

После занятий учительница приглашала ученика поужинать вместе с ней, но он всегда отказывался, так как был очень застенчив. Да ещё представлялась мальчику Лидия Михайловна настолько необыкновенным человеком, непохожим на остальных, что он не мог сесть с ней за один стол: «Кусок хлеба, наверное, и вправду застрял бы у меня в горле», — вспоминает он.

И вот, чтобы подкормить этого упрямца, учительница послала ему посылку с макаронами, сахаром и гематогеном — якобы от матери. Но он догадался, что это прислала не мать (ведь таких продуктов в деревне она не могла достать), и вернул посылку учительнице.

Тогда Лидия Михайловна через некоторое время завела разговор об играх и предложила мальчику поиграть в пристенок (замеряшки) на деньги и стала проигрывать, чтобы он на выигранные копейки мог купить себе молоко. Она была счастлива, когда ей удался этот милосердный обман. Лидия Михайловна решилась на игру в замеряшки потому, что поняла — по-другому упрямому мальчику ей не помочь.

Она и сама увлеклась этой игрой, в которую играла в детстве. По утверждению Лидии Михайловны, человек стареет, когда «перестаёт быть ребёнком», а не тогда, когда доживёт до старости.

Выдало Лидию Михайловну во время игры то, что она стала громко спорить с мальчиком, что она проиграла. Это услышал директор школы, живший в соседней квартире, и заявил, что игра учительницы с учеником на деньги — это преступление, растление и совращение.

После этого пришлось Лидии Михайловне уволиться и уехать на Кубань, откуда она была родом. Уже с Кубани ученик получил от неё посылку с макаронами и тремя красными яблоками. Раньше он видел яблоки только на картинках.

Вывод

Роль Лидии Михайловны в жизни мальчика состоит не только в том, что она всё же помогла ему в изучении французского языка, и он его даже полюбил, а в том, что она преподала ему урок милосердия, сострадания, доброты, и этот урок он запомнил на всю жизнь.

Характеристика образа Лидии Михайловны, представленная в статье, может быть полезной для подготовки к уроку литературы и при написании сочинений.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.