Образ Мастера в романе Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита» во многом автобиографичен — таково мнение литературоведов. Характеристика Мастера тоже свидетельствует об этом.
Содержание
Описание героя
Мастер — один из главных персонажей романа, однако автор не сообщает его имя, причём пишет слово «мастер» со строчной буквы. Когда герой лежал в психиатрической лечебнице, для другого больного, Ивана Бездомного, он был просто номером сто восемнадцатым (по номеру палаты).
Впервые этот герой предстаёт перед читателем и Иваном Бездомным в конце главы 11, а в начале главы 13 описана его внешность, напоминающая внешность самого автора. Это «бритый, темноволосый, с острым носом, встревоженными глазами и со свешивающимся на лоб клоком волос человек примерно лет тридцати восьми». Глаза у него «карие и очень беспокойные». Таким увидел его Иван Бездомный, к которому тот пробрался из соседней палаты через балкон.
Судьба Мастера
История Мастера, которую он сам поведал Ивану Бездомному, описана в главе 13.
По образованию этот герой был историком, работал в музее и занимался переводами (он знал «пять языков, кроме родного»). Два года назад он выиграл сто тысяч рублей по облигации, которую ему дали в музее. Получив их, герой бросил службу в музее и свою комнату. Он нашёл у застройщика две комнаты в подвале маленького домика в садике, купил книги и стал сочинять роман о Понтии Пилате.
История любви Мастера и Маргариты
Весной, когда роман о Понтии Пилате был почти написан, герой встретил на Тверской красивую женщину, в глазах которой было необыкновенное одиночество. Он говорит Бездомному об этой встрече: «Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих».
Они стал встречаться, и скоро эта женщина стала герою «тайной женою», хотя у неё был муж, который не знал об их связи.
Влюблённые «пришли к заключению, что столкнула их на углу Тверской и переулка сама судьба и что созданы они друг для друга навек».
Писатель продолжал работать над своим романом, которым увлеклась и его любимая. Она сулила своему возлюбленному славу, говорила, «что в этом романе — её жизнь».
Жизненная катастрофа героя
Мастер сказал Бездомному, что, когда роман был написан, ему «пришлось покинуть тайный приют и выйти в жизнь». «И я вышел в жизнь, держа его в руках, и тогда моя жизнь кончилась», — шёпотом признался он.
В редакции, когда писатель отнёс роман, отказались его печатать, а через некоторое время члены редколлегии начали травлю автора романа, публикуя в газетах разгромные статьи о его произведении. В них они называли Мастера врагом, богомазом и воинствующим старообрядцем.
Неудача с романом ввела его автора в депрессию, а затем «наступила стадия психического заболевания». Он стал всего бояться и в этом состоянии сжёг свой роман. «Я возненавидел этот роман, и я боюсь. Я болен. Мне страшно», — сказал Мастер возлюбленной. Она пообещала утром прийти к нему навсегда, объяснившись с мужем. Но вскоре после её ухода Мастера арестовали по доносу, что он хранит у себя нелегальную литературу.
Доносчик, Алоизий Могарыч сделал это в надежде переехать в комнаты Мастера и действительно переехал туда. Когда того через некоторое время отпустили, он узнал, что жилья у него сейчас нет, и отправился в психиатрическую лечебницу, так как беспрерывно мучился страхом. Сейчас он представляет из себя человека, сломленного, сдавшегося, без дрожи не способного вспоминать свой роман о Понтии Пилате.
Характер
Характер у Мастера замкнутый, у него почти не было знакомых. Но если в жизни этот герой был замкнут, то в творчестве раскован, его отличала духовная, интеллектуальная свобода. Работа над историко-философским романом о Понтии Пилате была для него великим счастьем. Однако, когда критики обрушили на него за роман злобные обвинения, этот человек редкого таланта духовно был сломлен. «Ничего больше не хочу в жизни. Кроме того, чтобы видеть тебя», — говорит Мастер Маргарите.
По мнению некоторых литературоведов, именно за слабость и малодушие Мастера Иешуа не взял его к себе, в Свет, а попросил Воланда наградить его попоем. «Он не заслужил света, он заслужил покой», — говорит Левий Матвей Воланду, к которому пришёл с этой просьбой от имени Иешуа.
Вывод
Образ Мастера в романе Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита» заставляет задуматься о том, почему этот честный, чистый душой, талантливый человек не нашёл в себе силы продолжать своё творчество. Ведь сам Булгаков творил до самой своей кончины, хотя не надеялся увидеть роман опубликованным. Вероятно, его герой был слишком впечатлительным, ранимым, поэтому после травли критиками не смог больше заниматься творчеством. Действительность отторгла и сгубила Мастера, и он нашёл такой долгожданный для него покой со своей любимой в потустороннем мире.
Характеристика образа Мастера, представленная в статье, может быть полезной для подготовки к уроку литературы и при написании сочинений.