Жизнь русской женщины — сквозная тема в творчестве Николая Алексеевича Некрасова. Образ Матрёны Тимофеевны в поэме «Кому на Руси жить хорошо» является очень значимым в творчестве поэта, так как в лице этой героини автор показал крестьянку с непростой судьбой, типичной для русских крестьянок. Характеристика Матрёны Тимофеевны свидетельствует о силе её характера, которая помогает ей преодолеть тяготы и лишения.
Содержание
Портрет
Матрёна Тимофеевна Корчагина появляется в главе «Крестьянка» (из третьей части). Странники встретили Матрёну Тимофеевну, когда она вместе с толпой «жнецов и жниц» шла с поля домой, в село Клин. Автор сразу даёт описание внешности героини: «Осанистая женщина, // Широкая и плотная, // Лет тридцати осьми. // Красива; волос с проседью, // Глаза большие, строгие, // Ресницы богатейшие, // Сурова и смугла».
Судьба Матрёны Тимофеевны
История жизни этой крестьянки — это цепь испытаний, которые выпали на её долю. Однако женщина проявила стойкость в испытаниях, закалила свою волю и характер.
Рассказ героини о своей жизни семи странникам, которые ищут счастливого человека, — это рассказ о типичной судьбе любой русской крестьянки.
Жизнь Матрёны Тимофеевны до замужества была счастливой, родные относились к ней ласково, к труду приучали постепенно: «И добрая работница, // И петь-плясать охотница // Я смолоду была».
Когда посватался к ней Филипп Корчагин из другого села, девушка не сразу согласилась выйти за него замуж: «Я в подневолье с волюшки, // Бог видит, не пойду!» Но Филипп уговорил её, пообещал не обижать, да и понравился он ей. Родители благословили девушку, и она вышла замуж за своего суженого.
По профессии был муж Матрёны Тимофеевны печник, ходил на отхожий промысел в Питер. После свадьбы он отправился туда, а молодой жене посоветовал «молчать, терпеть». В семье мужа жалел Матрёну Тимофеевну только дед Савелий, отец свёкра. Сближает Матрёну Тимофеевну и Савелия то, что они ценили волю и недолюбливали свою сварливую семью. Однако молодой женщине пришлось покориться родителям мужа: «Ходила с гневом на́ сердце, // А лишнего не молвила // Словечка никому».
Первенца Матрёны Тимофеевны звали Дёмушка. Когда Матрёна жала в поле рожь, за ним присматривал столетний дед Савелий, да не углядел — заснул на солнышке, и свиньи заели младенца. Долго не могла женщина оправиться от горя, да ещё и родителей своих лишилась.
Через несколько лет восьмилетний её сынок Федотушка, который был подпаском, вырвал овцу у волчицы, но потом пожалел волчицу — очень она была худая и жалобно выла, как плакала. Мальчик бросил ей уже мёртвую овцу, пришёл в село и всё рассказал людям. Его хотели посечь, но мать попросила помещика заступиться. Тот велел мальчика простить, а мать наказать. Отправила она Федотушку домой и легла под розги.
Тот год был неурожайный, трудно было накормить Матрёне своих детей. «Чуть справились с бесхлебицей — // Рекрутчина пришла». Община и бурмистр решили отдать в солдаты Филиппа, хотя от его семьи уже ушёл в солдаты его старший брат. Чтобы дети не остались сиротами при живом отце и не голодали, Матрёна пошла в город к губернатору. Увидела она губернаторшу, которая шла к карете, бросилась ей в ноги: «Заступись! Обманом, не по-божески // Кормильца и родителя // У деточек берут!» Помогла губернаторша Елена Александровна: сама крестила мальчика, которого родила в её доме Матрёна, и вернуть мужа помогла. Из-за этого Матрёну Тимофеевну прозвали губернаторшей. Народ считает её счастливой. Сама же крестьянка говорит семи странникам: «…вы затеяли // Не дело — между бабами // Счастливую искать!..»
Тимофеевна до сей поры переживает, что её первенец погиб. Сейчас у неё пять сыновей, одного уже взяли в солдаты. На её семью свалилось немало бед: 2 раза они погорели, 3 раза их скот болел сибирской язвой. Почти все заботы по хозяйству легли на плечи этой женщины, так как её муж работает на отхожем промысле.
Матрёну Тимофеевну считают счастливой, ведь женское счастье в понимании крестьян — это чтобы мужа не забрали в солдаты, чтобы найти в себе силы терпеть, молчать да растить детей. Героиня согласна со святой старицей, которая когда-то сказала ей: «Ключи от счастья женского, // От нашей вольной волюшки // Заброшены, потеряны // У бога самого!»
Черты характера
Матрёна Тимофеевна — женщина с сильным характером. На её долю выпало множество испытаний, но они не сломили её. Эту величавую крестьянку отличают следующие качества:
Вывод
Образ Матрёны Тимофеевны в поэме «Кому на Руси жить хорошо» Николай Алексеевич Некрасов нарисовал, обращаясь к устной народной поэзии, поэтому частные факты из жизни этой героини приобретают обобщающий смысл. Песни, которые она поёт, воспринимаются как народные. Судьба Матрёны Тимофеевны похожа на судьбу любой русской крестьянки. Об этом же говорится и в притче о «ключах от счастья женского», да и сама глава названа не по имени героини, а просто «Крестьянка».
Характеристика образа Матрёны Тимофеевны, представленная в статье, может быть полезной для подготовки к уроку литературы и при написании сочинений.