В сказке-были Михаила Михайловича Пришвина «Кладовая солнца» рассказывается о брате и сестре, осиротевших во время Великой Отечественной войны. Однажды, несмотря на их дружбу, у Митраши и Насти случилась ссора, которая могла привести к гибели мальчика. Образ и характеристика Митраши помогут раскрыть темы сказки-были и её основную мысль.
Содержание
Портрет: описание внешности, речь
Митраша (Дмитрий) — десятилетний мальчик, он на два года младше сестры Насти. Он был маленький, плотный, «лобастый», с широким затылком.
Учителя называли между собой Митрашу «Мужичок в мешочке». «Мужичок» — потому что мальчик самостоятельный и упрямый, а «в мешочке» — потому что он носил старую отцовскую куртку из домотканой материи, подпоясывая её кушаком (широким поясом). Куртка эта ему была до пят, поэтому казалось, что на Митраше надет подпоясанный мешок.
Лицо у Митраши, как и у его сестры, было в веснушках, похожих на золотые монетки, а курносый нос был без веснушек.
Мальчик помнил многие наставления отца и часто упоминал об этом в своей речи. От него то и дело Настя слышала: «отец говорил…», «отец показывал…», «отец рассказывал…»
Характер, поступки
Мать у Митраши и Насти умерла от болезни, отец погиб на фронте. Оставшись одни, дети сумели научиться вести всё хозяйство, доставшееся им после родителей. Они были трудолюбивы: ухаживали за скотиной, работали в огороде, а Митраша ещё делал деревянную посуду для сельчан — этому ремеслу он выучился у отца. Кроме бондарства (изготовления бочонков, шаек, лоханей) мальчик занимался мужской работой — той, где нужно применять не только топор, пилу, другие инструменты, но и силу, ведь Митраша был не только трудолюбивый и умелый, но и сильный.
Присоединялся он и к общественной работе: помогал колхозникам на скотном дворе, в полях, на лугах, помогал рыть противотанковые рвы. Кроме того, бывал Митраша на колхозных собраниях, старался понять общественные заботы, да ещё и в школе учился.
Митраша помнил, как «отец наставлял его мать», и тоже иногда начинал учить Настю. Но у сестрёнки было больше жизненного опыта, так как она была старше брата на два года. Она просто улыбалась, слушая его, а Митраша начинал хорохориться и злиться. Но Настя погладит его по затылку и мальчик, понимая, что он всё же младше её, успокаивался. После этого Настя предлагала вместе поработать на огороде. Таким образом, Митраша не зазнавался, и в его дружбе с сестрой было равенство. Автор подчёркивает, что не было в селе ни одной семьи, «где бы жили и работали так дружно», как Митраша и Настя.
От родителей дети переняли умение и сноровку, трудолюбие, серьёзное отношение к жизни, доброту.
Как Митраша попал в беду
Митраша помнил многие рассказы и наставления отца, который был для него непререкаемым авторитетом. Отец, как видно, был умным, общительным, много беседовал с сыном, серьёзно к нему относился, даже иногда называл по имени-отчеству — Дмитрий Павлович. И когда брат и сестра стали собираться весной на Блудово болото за клюквой, Митраша вспомнил, что отец рассказывал, что в лесу, возле Слепой елани, есть палестинка, где очень много клюквы. Мальчик помнил, что отец говорил, что её можно найти, если перейти Высокую гриву и потом идти прямо на север. Поэтому Митраша взял с собой в лес кроме топора и ружья «Тулки» ещё и компас. Про стрелку компаса отец сказал, что она верней друга: бывает, что друг изменит, а стрелка всегда на север смотрит, с её помощью, если заблудишься, можно узнать, где дом.
Собираясь за клюквой, Митраша обернул, как отец, вокруг ног портянки и вправил в сапоги. Надел он картузик, у которого козырёк от старости раздвоился: верхняя корочка была задрана, а нижняя спускалась почти до носа. Оделся мальчик в отцовскую куртку, которая была ему до пят, и подпоясался кушаком.
Дошли брат и сестра по Блудову болоту до Лежачего камня. Около него широкая тропа расходилась вилкой: одна тропа, плотная, хорошая, поворачивала направо, а другая, слабая, шла прямо. Митраша по компасу проверил их направление и узнал, что на север идёт слабая тропка. Он сказал Насте, что нужно идти по этой тропинке. Сестра пыталась его уговорить идти по плотной тропе. Она думала что, если идти по другой тропке, можно угодить в Слепую елань (топкое место в болоте). Но Митраша решил идти к палестинке по стрелке на север, как учил отец. Дети поспорили, рассердились друг на друга и пошли каждый по своей тропе.
Стрелка компаса повела Митрашу в Слепую елань, где немало людей и скота погибло. Тропа, по которой шёл мальчик, стала нетвёрдой, малозаметной. Но Митраша приметил, что вдоль неё росла высокая белая трава белоус. Он дошёл до ровной полянки, увидел на другой её стороне траву белоус — спутника человеческой тропы. Мальчик смело пересёк полянку и пошёл снова по елани, но не по тропке, которая сейчас вела не прямо на север, а повернула налево. Он хотел сократить путь и идти не по изгибающейся тропке, а строго на север. Ноги его всё глубже утопали, и труднее стало их вытаскивать. Вот он уже погрузился в воду выше колена, хотел выскочить назад, но увидел недалеко впереди траву белоус на человеческой тропе и решил не отступить назад, а перескочить на тропу. Он рванулся вперёд, но провалился в болото по грудь. При малейшем движении его тянуло вниз. Мальчик положил ружьё плашмя на болото и опёрся на него руками.
И тут услышал он крик Насти: «Митраша!» Мальчик ответил, но его крик отнёс ветер в другую сторону, и сестра не услышала его. Потом Митраша и кричать перестал, и по его щекам потекли слёзы.
Как Травка спасла Митрашу
В это время собака Травка, жившая одна в лесу после того, как её хозяин, лесник Антипыч, умер, прибежала на Слепую елань, преследуя зайца. А за ней понёсся волк Серый помещик, давно мечтавший поймать Травку.
Травка увидела Митрашу. Мальчик вспомнил, что по-настоящему эту собаку зовут Затравка, произнёс это слово, и Травка поняла, что это маленький Антипыч.
Митраша стал ласково уговаривать собаку, чтобы она ползла к нему. Когда Травка была уже близко, он не погладил её по голове, так как по её виду понял, что от радости она кинется к нему и утопит. Он замер и в то мгновение, когда Травка хотела броситься к нему на шею, схватил её за заднюю ногу. Большая, сильная собака рванулась и вырвала мальчика из болота. Он сразу лёг животом на ружьё, выпустил Травку и на четвереньках, переставляя ружьё, на которое опирался, добрался до тропы, где росла трава белоус. Тут он встал на ноги и позвал собаку: «Иди же теперь ко мне, моя Затравка!» Травка признала в нём хозяина, её любимого Алпатыча, с радостным визгом бросилась к нему, и Митраша стал целовать её в нос, в глаза, в уши. Так выдержка и знание поведения собак помогли Митраше выбраться из болота.
Мальчик был очень голоден, а Травка как раз возобновила гон по зайцу. Мальчик переменил в ружье подмокшие патроны и притаился в кусту можжевельника. Как раз здесь же притаился волк, подкарауливавший Травку. Митраша, увидев волка, выстрелил в него и убил серого разбойника, который за одно лето порезал множество коров и овец.
Услышав выстрел, Настя закричала, брат отозвался, и она быстро к нему прибежала. Травка принесла своему новому хозяину, в котором она видела молодого Алпатыча, зайца, и друзья развели костёр, стали готовить еду и устраиваться на ночлег.
Так Митраша благодаря своей силе духа, знанию повадок собак, умению стрелять, смог остаться в живых.
Отношение автора к Митраше
Пришвин относится к Митраше уважительно за то, что:
Пришвин был не только писателем, но и естествоиспытателем, исследователем природы. Он понимал, что путь исследователя всегда нелёгкий, поэтому ему нравится намерение Митраши идти своим путём, а не выбирать проторённые дороги. Но Пришвин знал, что исследователю нужно учитывать и опыт, накопленный людьми. А у десятилетнего Митраши не хватило жизненного опыта, чтобы прийти к цели.
Вывод
Образ Митраши в сказке-были Михаила Михайловича Пришвина «Кладовая солнца» помогает понять идею (основную мысль) этого произведения. Она состоит в том, что не нужно ссориться с друзьями, а если у людей разные мнения, нужно постараться договориться. Это произведения учит читателей тому, что о друзьях никогда не следует забывать и что, отправляясь по незнакомому опасному пути, нужно учитывать опыт других людей. Мальчик, перейдя хорошую полянку в Гиблой елани, не пошёл по тропке, которая в одном месте повернула налево, а хотел идти всегда строго по стрелке компаса на север. То есть он не поверил опыту других людей, ходивших строго по этой тропке, хотел сократить путь и поэтому попал в беду.
Характеристика образа Митраши, представленная в статье, может быть полезной для подготовки к уроку литературы и при написании сочинений.