Образ и характеристика Оболта-Оболдуева — героя поэмы Николая Алексеевича Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

Образ Оболта-Оболдуева, второстепенного героя поэмы Николая Алексеевича Некрасова «Кому на Руси жить хорошо», представлен в части первой (в конце главы «Счастливые» и в главе «Помещик»). Семь мужиков-странников, искавших счастливого человека, встретили на своём пути помещика, ехавшего в тройке с колокольчиком. Обратились они к нему с вопросом, счастливо ли он живёт. Характеристика Оболта-Оболдуева представлена им самим в его рассказе о своей жизни.

Описание героя

Помещик Гаврила Афанасьевич Оболт-Оболдуев — «барин кругленький, // Усатенький, пузатенький, // С сигарочкой во рту». Таким его увидели странники, когда он восседал в тарантасе, в который была запряжена тройка лошадей. Портрет Оболта-Оболдуева дополняется тем, что этот персонаж поэмы «румяненький, осанистый, присадистый». Усы у него «седые, длинные, ухватки молодецкие». Ему 60 лет, одет он в венгерку с бранденбурами (т. е. расшитая шнурами) и в широкие штаны.

Значение фамилии

Оболт-Оболдуев — говорящая фамилия. Она происходит от слова «оболдуй», которое означает «невежа», «глупый человек». Своими словами «у нас труду не учатся» и «чему учился я?» сам герой подтверждает значение своей фамилии.

История жизни

Оболт-Оболдуев с гордостью сообщает семерым странникам, что он «роду именитого», и далее они узнают, какова же была ироническая родословная Оболта-Оболдуева. Оказывается, его предок татарин Оболт Оболдуев два века с половиной назад в день царских именин развлекал государыню тем, что «спускал медведя дикого с своим». А прадед помещика по матери упоминается в грамоте, которой 300 лет: этот прадед с сообщником был казнён за то, что пытался поджечь Москву и ограбить казну.

Помещик считает себя именитым дворянином старинного рода. По мнению Оболта-Оболдуева счастье помещиков заключается в том, чтобы всё вокруг было его: деревни с крестьянами, леса, поля. О различных развлечениях вспоминает Оболт-Оболдуев: о праздниках, которые он и соседние помещики задавали по целому месяцу, о псовой охоте на лисиц.

Когда помещики были крепостниками, «дышала грудь помещичья свободно и легко». В том и счастье Оболта-Оболдуева, что он в округе был полновластным господином: «Кого хочу — помилую, // Кого хочу — казню. // Закон — моё желание! Кулак — моя полиция!» Чтобы этого заядлого крепостника, скорого на расправу, не раздражать, его крепостные крестьяне приходили в Пасху к нему, так как он любил в этот светлый праздник показать своё благоволение к ним: христосовался, выставлял им угощение, допускал ко всенощной, которую служил в его парадных горницах поп.

Крестьяне должны были работать в поле на помещика, а кроме барщины обязаны были давать ему холсты, яйца и живность. Те крестьяне, которых он отпускал весной в отхожие промыслы, осенью приезжали к нему с добровольными гостинцами: «Из Киева — с вареньями, // Из Астрахани — с рыбою…» и т. д.

Оболт-Оболдуев в прошлой своей жизни видел счастье, а сейчас сожалеет: «И всё прошло! всё минуло!..» «Теперь не та уж Русь!» Он горюет, что после отмены крепостного права «сословье благородное как будто всё попряталось».

Отношение крестьян к Оболту-Оболдуеву после того, как они перестали быть крепостными, изменилось. Они уже не встают с завалинок и не кланяются ему, когда он едет по деревне.

Характер, речевая характеристика

Гаврила Афанасьевич очень красочно описывал свою жизнь при крепостном праве, хвастался, что было у него «прислуги — целый полк». Его речь эмоциональна, он искренне горюет о том, что прежняя жизнь закончилась, что он обеднел: «Помещик закручинился, — упал лицом в подушечку…»

Он привык к праздности, не желает трудиться. Помещик жалуется, что из деревни не выезжал 40 лет, но ничего не понимает в ведении хозяйства: «…от ржаного колоса // Не отличу ячменного, // А мне поют: „Трудись!“» Оболт-Оболдуев в своём презрении к труду горделиво восклицает: «Я не крестьянин-лапотник — // Я божиею милостью // Российский дворянин! <…> Сословья благородные // У нас труду не учатся».

Отношение к крестьянам у Оболта-Оболдуева, как и у большинства помещиков, презрительное. Он считает, что они должны только работать, обеспечивая господам роскошную жизнь, что образование им не нужно. Его отношение к тому, что сейчас народ учат грамоте, видно в словах: «Сажают, учат грамоте, — // Нужна ему она!»

В конце своей речи плакал помещик Оболт-Оболдуев от жалости к себе, и странники поняли, каким горем стала для него отмена крепостного права.

Вывод

Образ Оболта-Оболдуева в поэме «Кому на Руси жить хорошо» Николая Алексеевича Некрасова — это типичный образ крепостника. Такие дворяне привыкли считать себя выше народа, который своим трудом обеспечивал их благополучие. Автор показывает, что утрата помещиками власти над крестьянами стала для них настоящим горем. Сейчас они не могут безнаказанно грабить крестьян, забирая себе плоды их труда.

Характеристика образа Оболта-Оболдуева, представленная в статье, может быть полезной для подготовки к уроку литературы и при написании сочинений.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.