Образ и характеристика Печорина — героя романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

Образ главного героя романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» является собирательным образом дворянина, которому жить в эпоху 1830-х годов было нелегко и скучно.

Возраст. Происхождение. Род занятий

Печорина звали Григорий Александрович. О нём рассказал своему попутчику-повествователю штабс-капитан Максим Максимыч. Он передал офицеру-рассказчику и дневник Печорина. Максим Максимыч сказал, что познакомился с Григорием Александровичем 5 лет назад, тогда Печорину было лет 25. По происхождению он дворянин, а по роду занятий — военный, офицер, служит на Кавказе.

Описание внешности и психологический портрет

Максим Максимыч так описывает внешность Печорина: «Он был такой тоненький, беленький, на нём мундир такой новенький, что я тотчас догадался, что он на Кавказе у нас недавно».

Автор (офицер-повествователь) и сам встретился с Печориным во Владикавказе, около гостиницы (глава «Максим Максимыч»). Повествователь делает более подробное описание внешности Печорина:

  • Рост у него был средний.
  • Сложение крепкое: плечи широкие, стан тонкий. Такое сложение позволяет переносить трудности, встречающиеся в кочевой жизни.
  • Руки его были аристократические, с худыми бледными пальцами.
  • Кожа была по-женски нежная.
  • Волосы Печорина были белокурыми, вьющимися и «живописно обрисовывали бледный, благородный лоб».
  • Несмотря на то, что цвет его волос светлый, брови и усы были чёрные — «признак породы в человеке».
  • Нос был немного вздёрнут, зубы были ослепительно белые.
  • Глаза его «не смеялись, когда он смеялся!» «Это признак — или злого нрава, или глубокой постоянной грусти», — замечает автор. Его взгляд был «непродолжительный, но проницательный и тяжёлый». Княжна Мери называла взгляд Печорина тяжёлым, неприятным, наглым.

«В улыбке его было что-то детское». Повествователь не дал бы ему с первого взгляда на лицо более 23 лет, хотя после был готов дать 30 лет.

Походка Печорина была ленива, небрежна, руками он не размахивал — «верный признак некоторой скрытности характера».

Автор даёт психологический портрет Печорина, связывая внешность этого человека с особенностями его характера. При этом используются оксюмороны и антитезы:

  • тяжёлый взгляд, но детская улыбка;
  • светлые волосы, но чёрные усы и брови;
  • крепкое сложение, но нежная кожа;
  • запылённый сюртук, но под ним — «ослепительно чистое бельё».

Таким образом, уже из описания Печорина читатель понимает, что это человек со сложным, противоречивым характером.

Отношение Печорина к любви, дружбе, обществу

Несмотря на свою молодость, главный герой уже разочаровался в любви, для него отношения с женщинами — лишь способ разнообразить скучную жизнь. Ему интересно добиваться любви женщины, привлекать её своим обаянием, хладнокровно составлять план её обольщения и следовать ему. Но когда становится ясно, что женщина полюбила его и хочет выйти за него замуж, азарт его исчезает, он становится с ней холоден, так как больше всего дорожит своей свободой. Печорин пишет в своём дневнике, что не создан для семейной жизни. Поэтому с Верой, которая не претендовала на то, чтобы стать его женой, он поддерживает продолжительные отношения.

Печорин понимает, что любя женщин, он не жертвовал для них ничем, а только «удовлетворял странную потребность сердца, с жадностью поглощая их чувства, их нежность, их радости и страдания». Этот человек никому не принёс счастья.

К дружбе Печорин относится скептически, считая, что один из двух друзей всегда раб другого. Поэтому у него друзей нет, он поддерживает с некоторыми людьми только приятельские отношения (например, с Вернером, Грушницким).

К обществу (в частности, к «водяному обществу», в главе «Княжна Мери») Печорин относится без уважения, противопоставляя себя этому обществу, считая себя умнее окружающих. Он считает равным себе по уму только доктора Вернера. Его пренебрежительное отношение к людям можно даже отчасти оправдать, если вспомнить поведение драгунского капитана и его компании на балу в Пятигорске (глава «Княжна Мери»).

Черты характера и примеры их проявления

О странностях и противоречивости личности Печорина сказано уже в первой главе романа. Максим Максимыч говорит своему попутчику-повествователю о странностях Григория Александровича:

  • в дождь и холод он мог целый день провести на охоте, а сидя в комнате, мог простудиться, если пахнёт ветер;
  • ходил один на один на кабана, но вздрагивал и бледнел от стука ставня;
  • иногда был очень разговорчив, а порой молчал по целым часам.

Главный герой романа — незаурядная личность. У него пытливый ум. Из его дневника видно, что он склонен к самоанализу, задумывается над вопросами бытия, пытается найти смысл жизни. Печорин — «лишний человек», потому что жаждет деятельности, но занят бесполезными, мелочными делами. В этом состоит трагедия этого героя.

Он хладнокровен в конфликтах (например, в истории с Грушницким), обладает сильной волей. Его смелость и решительность проявились в том, что он обезвредил казака, убившего Вулича (глава «Фаталист»).

Печорин очень эгоистичен, для своих целей манипулирует людьми. Например, чтобы получить понравившуюся ему дочку черкесского князя Бэлу, он хитро играет на чувствах её младшего брата Азамата, страстно желавшего иметь лихого коня. В итоге Азамат помогает ему украсть Бэлу, а Печорин помогает ему украсть коня у Казбича. Чтобы ему не было скучно, он играет на чувствах других людей (например, Грушницкого, Мери).

Печорин чувствует и любит природу, об этом свидетельствует, например, запись в его дневнике в начале главы «Княжна Мери». Он чувствует и психологическое состояние человека, обладает каким-то инстинктом (в главе «Фаталист» он прочёл на лице Вулича печать его близкой гибели).

Как к Печорину относятся другие персонажи

Главный герой романа раскрывается во взаимоотношениях с другими персонажами. В сопоставлении с Максимом Максимычем выявляется отсутствие связи героя с народной средой. Максиму Максимычу Печорин непонятен, странен, его поступки для штабс-капитана кажутся непредсказуемыми.

В глазах женщин (Бэлы, Веры, Мери) Печорин — романтический герой, который обладает каким-то гипнотическим воздействием на них.

Грушницкий поначалу с восторгом смотрит на Печорина. Когда тот начинает его высмеивать за демонстрацию какого-то псевдоромантизма, Грушницкий раздражается и злится на Печорина.

Приятель главного героя доктор Вернер после убийства Грушницкого отшатнулся от Печорина.

Самохарактеристика героя

В главе «Княжна Мери» в записи дневника Печорина от 13 мая есть характеристика его внешности: «А смешно подумать, что на вид я ещё мальчик: лицо хоть бледно, но ещё свежо; члены гибки и стройны; густые кудри вьются, глаза горят, кровь кипит…»

Печорин склонен к самоанализу и пишет в своём дневнике (глава «Фаталист»), что раньше был мечтателем с беспокойным воображением, что в мечтаниях «истощил и жар души и постоянство воли, необходимое для действительной жизни». Он жалеет, что вступил в жизнь, уже пережив её в мыслях, отчего ему эта жизнь стала скучна.

Чтобы не было скучно и чтобы поддерживать свои душевные силы, Печорин стремится подчинять своей воле окружающих людей, «возбуждать к себе чувство любви, преданности и страха». Это слова из его дневниковой записи от 3 июня (глава «Княжна Мери»).

В своей исповеди Максиму Максимычу (глава «Бэла») главный герой признаётся, что у него «несчастный характер», что если из-за него несчастны другие, то и он сам не менее несчастлив. Он говорит: «…во мне душа испорчена светом, воображение беспокойное, сердце ненасытное». Печорин осознаёт, что у него есть мелкие слабости и дурные страсти, например, страсть противоречий: «Целая моя жизнь была только цепь грустных и неудачных противоречий сердцу или рассудку» (глава «Княжна Мери, запись в дневнике от 11 мая). Там же, 5 июня, он пишет, что любит врагов, но не по-христиански. Ему нравится угадывать их намерения, значение их слов, вводить их в заблуждение, разрушать заговоры — всё это он называет жизнью.

Отношение автора к Печорину

Характеристику главного героя романа Лермонтов даёт весьма иронично. В названии произведения слово «герой», скорее всего, имеет тоже ироничный смысл, хотя в конце предисловия к «журналу Печорина» автор-повествователь пишет, что не знает иронично ли это заглавие.

Оценка героя писателями и литературными критиками

В. Г. Белинский в статье «Герой нашего времени. Сочинение М. Лермонтова» убедительно доказал, что Печорин является подлинно реалистическим типом, характерным для русской жизни 30-х годов 19 века. Сам роман он назвал грустной думой о нашем времени.

Критик-славянофил С. П. Шевырев негативно оценил Печорина, так как не увидел в нём национально-русских черт. Он считал, что его характер присущ скорее человеку Запада.

Писатель В. В. Набоков считал, что слова М. Ю. Лермонтова, утверждавшего в своём «Предисловии» о том, что портрет Печорина составлен «из пороков всего нашего поколения», не стоит принимать всерьёз. Тем более, что «Предисловие», по мнению Набокова, является искусной мистификацией. Набоков утверждал, что «этот скучающий чудак — продукт нескольких поколений, в том числе нерусских».

Заключение

Образ Печорина, по мнению автора и некоторых критиков, типичен для России 30-х годов 19 века, когда многие разочаровались в самодержавии, ощущали себя «лишними людьми», и находились в конфликте с обществом и окружающими людьми. В то время многие, как главный герой романа, обладали склонностью к рефлексии (самонаблюдению, осмыслению своих чувств и действий), но не могли определить цели своей жизни. Характеристика Печорина показывает трагичность его судьбы, расхождение между внутренним богатством личности и её реальным существованием.

Характеристика образа Печорина, представленная в статье, может быть полезной для подготовки к уроку литературы и при написании сочинений.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *