Образ Петра I в поэме «Медный всадник» является центральным. Характеристика Петра Первого поможет раскрыть два его образа: самого императора и его памятника — Медного всадника.
Содержание
Описание Петра I
В поэме «Медный всадник» Пушкин попытался дать объективную оценку личности первого российского императора. Для этого он изобразил два образа Петра I.
Во вступлении Пётр предстаёт как властелин и преобразователь России, основатель Петербурга. Перед нами образ великого реформатора, задумавшего в суровой северной пустыне свою борьбу с врагом и со стихией. Этот герой желает обратить безлюдный край в красу и диво северных стран, воздвигнуть здесь пышную, горделивую столицу, «в Европу прорубить окно» для русского народа. Он мечтает «ногою твёрдой стать при море», чтобы в Россию приходили корабли из разных стран («…Все флаги в гости будут к нам…»).
В первых стихах отсутствует даже имя императора, сказано просто: «На берегу пустынных волн // Стоял он, дум великих полн…»
Этот самодержец не принимал во внимание того, что жители будущего города будут терпеть бедствия во время наводнений, что их жизни будет угрожать разлив Невы. Главным для него было продвинуть Россию к Балтийскому морю, чтобы «грозить… шведу».
Описание Медного всадника
Образ Медного всадника появляется в первой части поэмы. Скульптура «Медный всадник» — это памятник Петру I, который находится в Санкт-Петербурге на Сенатской площади. В поэме впервые этот памятник упоминается при описании ноябрьского наводнения 1824 года: «…Над возмущённою Невою // Стоит с простёртою рукою // Кумир на бронзовом коне». Таким увидел его Евгений.
Во второй части поэмы обезумевший после потери любимой и ставший бродягой Евгений вспомнил весь ужас наводнения, увидев Медного всадника: «…Над ограждённою скалою // Кумир с простёртою рукою // Сидел на бронзовом коне». Слово «кумир» здесь дано в значении «статуя», «идол», «божество». «Лик державца полумира» грозен: «Какая дума на челе! Какая сила в нём сокрыта!»
Медный всадник в изображении Пушкина предстаёт «горделивым истуканом», чистым воплощением самодержавной власти. Автор называет Петра властелином судьбы и обращается к его памятнику: «Не так ли ты над самой бездной, // На высоте, уздой железной // Россию поднял на дыбы?» Пушкин подчёркивает, что Пётр не только основал Петербург, но и направил жизнь целого народа по другому пути. Вот только преобразования эти были нелегки, а порой опасны для простых людей. Например, из-за того, что Петербург был построен в ненадёжном месте, его жители страдали от наводнений.
Вывод
Образ Петра поэме «Медный всадник» в изображении Александра Сергеевича Пушкина является олицетворением высшей человеческой мощи. Для поэта этот император — великий преобразователь, строитель России, думающий о благе всего государства, а не о благе отдельных личностей. Пренебрежение жизнями простых людей воплощает «кумир на бронзовом коне». Поэтому у читателей появляется вопрос — так ли идеален Пётр? Пушкин не дал в поэме на этот вопрос прямого ответа, он лишь позволил читателям увидеть императора в новом качестве.
Характеристика образа Петра I, представленная в статье, может быть полезной для подготовки к уроку литературы и при написании сочинений.