Образ и характеристика Платона Каратаева — героя романа-эпопеи Л. Н. Толстого «Война и мир»


Значение образа Платона Каратаева в романе Льва Николаевича Толстого «Война и мир» велико, несмотря на то что это второстепенный персонаж. Этому солдату Апшеронского полка, попавшему во время Отечественной войны 1812 года в плен к французам, автор посвятил только несколько страниц. Но в жизни Пьера Безухова Платон Каратаев сыграл важную роль. Прямая авторская характеристика Платона Каратаева в романе отсутствует. Толстой показал этого героя таким, каким его видит Пьер, который тоже попал в плен.

Портрет: возраст, описание внешности

Сколько лет было Каратаеву, он не знал сам. По его рассказам о походах, в которых ему довелось участвовать солдатом, ему было за 50 лет. Однако в его волосах и бороде не было седых волос, когда он смеялся, видны были крепкие белые зубы, тело было гибким и на вид выносливым, а миловидное круглое лицо, «несмотря на мелкие круглые морщинки, имело выражение невинности и юности».

Его большие круглые карие глаза были добрые и нежные. Пьеру казалось, что у этого человека всё круглое: и маленькая фигура, и голова, грудь, спина, плечи и «даже руки, которые он носил, как бы всегда собираясь обнять что-то». Его приятная улыбка и движения тоже были круглые.

В плену Платон носил французскую шинель, подпоясанную верёвкой, фуражку и лапти. Вообще он не выглядел солдатом. Попав в плен, этот человек оброс бородой, стал похож на крестьянина и, отбросив от себя всё чуждое для него, солдатское, «возвратился к прежнему, крестьянскому, народному складу».

Характеристика речи

Голос у Каратаева был приятный, певучий, ласковый. Когда Платон сочувствовал человеку, то говорил с нежно-певучей лаской, с какой говорят старые русские крестьянки.

Разговаривая, он называл собеседника дружком, соколиком, поэтому на службе ему дали прозвище «соколик», и пленные тоже его звали соколик или Платоша.

Главная особенность речи Каратаева состояла в непосредственности и быстроте. Он не думал о том, что сказать, и поэтому в верности и быстроте его интонаций была убедительность. Его речь была  пересыпана пословицами и поговорками. Их он знал великое множество, всегда говорил их кстати, поэтому эти, казалось бы, простые народные изречения получали значение глубокой мудрости. Пьеру казалось, что Каратаев сам выдумывал пословицы.

Некоторые пословицы Платона Каратаева:

  • Час терпеть, а век жить.
  • Где суд, там и неправда.
  • От сумы да от тюрьмы никогда не отказывайся.


Платон украшал свою речь не только пословицами и поговорками, но и ласкательными словами (дружок, соколик, милый мой, батюшка, детки, братцы миленькие, старичок).

Каратаев любил говорить и умел говорить хорошо, интересно. В его речи самые простые события «получали характер торжественного благообразия». Начиная свои речи, он, казалось, не знал, чем их закончит. Интересно, что Платон часто говорил совсем противоположное тому, что говорил прежде, но при этом было справедливо и то, и другое.

Жизнь, судьба, смерть Платона Каратаева

О своей жизни до солдатской службы Платон рассказал Пьеру Безухову. Деревня, где живут Каратаевы, богатая, земли много, мужики живут хорошо. У отца Платона большая семья, Каратаевы настоящие «христьяне» (крестьяне), жили хорошо.

Платон однажды хотел добыть в чужой роще лес, но его поймал сторож. Каратаева высекли, судили и отдали в солдаты. Оказалось это не горе, а радость: если бы не этот грех Платона, то идти в солдаты нужно было брату. У младшего брата пятеро детей, а у Платона только жена, была дочка, да умерла ещё до его солдатства.

Когда Платон пришёл домой на побывку, увидел, что родные стали жить лучше прежнего. Батюшка позвал всех, поставил под образа и велел младшему сыну Михайле, его жене и детям кланяться Платону в ноги, потому что, если бы Платона не забрали в солдаты, нужно было бы идти служить Михайле.

Заключил свой рассказ Каратаев словами о том, что «рок головы ищет», что зря люди судят: «…то не хорошо, то не ладно». Про свою солдатскую службу Каратаев говорил неохотно, но часто повторял, что в солдатах ни разу не был бит.

В Отечественную войну 1812 года Каратаев попал в плен к французам, когда лежал в госпитале в Москве и умирал от лихорадки. В балагане, где пленных было около 30 человек, он обжился, полюбил своих товарищей по плену, любил слушать их сказки и рассказы о настоящей жизни.

Французы, отступая из Москвы, погнали с собой и пленных. В дороге с Платоном сделалась снова лихорадка, с каждым днём он всё больше слабел. В конце концов, он не мог уже идти дальше, сел у берёзы, и его пристрелили французы, так как им было велено пристреливать тех, кто будет не в силах идти или отставать.

Характер и жизненная философия Платона Каратаева

Каратаев, попав в плен, проявляет свои настоящие черты характера, а не напущенные на него и чуждые солдатские качества:

  • Незлобивость, добродушие. Он часто улыбался и смеялся, со всеми был ласков, всех жалел. Каратаев хорошо относился ко всем, с кем сводила его жизнь, даже к французам. Его бесконечную доброту почувствовала бездомная собачонка, которая избрала себе хозяином Платона, прибегала к нему и спала у его ног.
  • Трудолюбие. В плену он всегда был занят: «пёк, варил, шил, строгал, тачал сапоги». Когда французы, получив полотно и сапожный товар, поручили пленным солдатам шить для них рубахи и сапоги, Каратаев сшил для одного французского солдата хорошую рубаху. Для Пьера Безухова, который был его соседом в балагане, он сшил башмаки из цибика, который принёс француз для подшивки подошв своих сапог.
  • Религиозность, набожность. Перед тем, как лечь спать, Платон быстро крестился и молился. Молитва его была простая, он просил Иисуса Христа: «…помилуй и спаси нас!» Упоминал он в молитве и святых Фрола и Лавра, покровителей животных.
  • Любовь к своей родной вотчине и родным. Платон, всегда днём занятый разными делами, любил ночью поговорить, вспоминая не свою солдатскую службу, а жизнь в деревне и «христианский», как он выговаривал, крестьянский быт.
  • Покорность, терпеливость. Каратаев никогда не жаловался на тяготы солдатской службы и плена. Не жаловался он и на приступы лихорадки, которые вернулись к нему во время пути (когда французы, отступая, взяли с собой пленных).


Толстой указывает, что жизненная философия Платона Каратаева состояла в том, что «жизнь его… не имела смысла, как отдельная жизнь. Она имела смысл только как частица целого, которое он постоянно чувствовал». Кроме того, он считал, что судьбе следует покоряться, а жизнь всё расставит по своим местам («Рок головы ищет. А мы всё судим: то не хорошо, то не ладно»). Можно сказать, что у Каратаева философия жизни христианская.

Платон Каратаев и Пьер Безухов в плену

Встреча Пьера с Платоном Каратаевым произошла в балагане для пленных, куда Безухова привели французы, помиловавшие его и не казнившие как шпиона.

Пьер научился у Платона Каратаева воспринимать мир незыблемым, а собственную жизнь воспринимать как частицу целого. Каратаев повлиял на Пьера так, что тот «получил то спокойствие и довольство собой, к которым он тщетно стремился прежде».

Платон Каратаев в жизни Пьера Безухова сыграл важную роль. После того, как граф стал свидетелем, как французы казнили пятерых русских, обвинённых в поджоге Москвы, он потерял веру в благоустройство мира, в человеческую душу и в Бога. И только с помощью Платона Каратаева Пьер постиг, что мир, несмотря ни на что, прекрасен, что нужно любить людей, что при трудностях жизнь всё расставит по своим местам.

Общение с этим простым человеком так повлияло на Пьера Безухова, что он стал жить в согласии с самим собой, к чему прежде тщетно стремился.

Влияние Платона Каратаева на Пьера Безухова привело к тому, что его образ навсегда остался в душе Пьера «олицетворением всего русского, доброго и круглого», «вечным олицетворением духа простоты и правды».

Вывод

Влияние Платона Каратаева на Пьера Безухова было огромным: простой солдат озарил духовный мир графа новой истиной, открывшейся ему во всепрощении, любви к человечеству и вообще ко всему живому.

Со времени выхода в свет романа Л. Н. Толстого «Война и мир» не утихают споры литературоведов вокруг оценки образа Платона Каратаева. Не все соглашаются с жизненными принципами этого героя, уверенного, что нужно покоряться судьбе, быть рабом жизненных обстоятельств.

Каратаев исцелил израненную душу Пьера Безухова, приобщив его к народной житейской мудрости. Главные качества личности этого солдата — любовь к человечеству и покорность судьбе. Но Толстой показал, что такие люди не смогли бы победить Наполеона, а освободили Россию от врага такие герои, как, например, отчаянный, смелый крестьянин-партизан Тихон Щербатый. Победителями стали не безвольные, покорные, незлобивые люди, а неукротимые артиллеристы батареи капитана Тушина, мужественные солдаты роты Тимохина, отважные партизаны отряда Денисова.

Характеристика образа Платона Каратаева, представленная в статье, может быть полезной для подготовки к уроку литературы и при написании сочинений.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.