В повести Николая Семёновича Лескова «Левша», написанной в форме сказа, рассказывается о талантливом русском умельце, о его трагической судьбе. Среди других героев повести выделяется донской казак, атаман Войска Донского Матвей Платов. Это реальное историческое лицо, генерал от кавалерии, герой войн конца 18 – начала 19 века. Образ Платова, как и образ левши, представляет собой образ истинного патриота. Характеристика Платова показывает качества личности этого персонажа.
Содержание
Портрет: описание внешности, характеристика речи
Подробного описание внешности Платова автор повести «Левша» не сделал, но по нескольким деталям читатель может представить, как выглядел этот молодцеватый донской казак: нос у него грабоватый (то есть горбатый), усы такие, что он из них кольца вьёт, а в зубах — корешковая трубка (выточенная из корня дерева). Грудь у него в орденах. Одет казак в лохматую бурку и большие шаровары с карманами.
Речь у этого героя простая, он не хитрит, говорит то, что думает, даже государю. Если их мнения не совпадают, атаман не смеет спорить с государем, поэтому замолкает. «…Спорить не смею и должен молчать», — говорит он императору Александру Павловичу.
Когда Платов приехал по поручению императора Николая Павловича в Тулу и передал оружейникам его поручение превзойти мастерством английских мастеров, сделавших механическую танцующую блоху, то был недоволен, что они попросили много времени для работы и не говорили, что такое хотят устроить. «Спрашивал он их так и иначе и на все манеры с ними хитро по-донски заговаривал», но ничего от них не добился и отдал им табакерку с блохой.
Когда Платов сердится, он применяет такие слова: «подлецы», «шельмы собаческие», а когда извинялся перед левшой, что «за волосья отодрал», назвал его братцем.
Характер и поступки
Донской казак Матвей Платов — храбрый, честный, искренний человек. Он верит в Бога, любит Родину, защищает её от врагов, гордится своими донцами-молодцами, верно служит государю.
Сопровождая Александра I в поездке по Европе, он, хоть не очень умел по-иностранному говорить, всегда вмешивался в разговор государя с иностранцами, утверждая, что всё русское лучше иностранного.
Отношение Платова к государю не было подобострастным. Император Александр насмотрелся за границей разных чудес и считал, что иностранные мастера всё делают лучше русских. Платов, чуть заметит, что государь интересуется чем-нибудь иностранным, сразу скажет, что «и у нас дома своё не хуже есть». Он был очень рад, когда доказал, что пистоль, который показали государю англичане и которым все восхищались, сделан тульским мастером Иваном Москвиным.
Платов искренен, он никогда не подстраивается под мнение государя, а просто высказывает своё мнение, а затем замолкает, так как с царём не спорят. «Спорить не смею и должен молчать», — говорит он императору Александру Павловичу, но всё же подсказывает ему, вмешивается в его разговоры с иностранцами. Платов постоянно «портит политику» государю, превознося всё русское. Например, когда англичане показывали государю «как у них первый сорт сахар делают», Платов попросил показать сахар молво, сделанный на их заводах, но такого сахара у англичан не оказалось. Тогда Платов говорит им: «Ну так и нечем хвастаться. Приезжайте к нам, мы вас напоим чаем с настоящим молво…» Так он называл сахар по фамилии петербургского сахарозаводчика Молво.
Платову присущи также такие черты характера:
О патриотизме Платова свидетельствует не только то, что он воевал за Родину, но и то, что в поездке с государем по Европе скучал по России и не восторгался иностранными чудесами, а хвалил русские чудеса и русских мастеров.
Когда император Александр Павлович скончался, на трон вступил его брат Николай Павлович, и увидев доставшуюся ему от брата стальную блоху в бриллиантовом орехе, решил узнать, для чего она. Никто об этом не знал, кроме донского казака Платова. Он рассказал государю о том, что эта блоха из Англии, что она может танцевать, если её завести ключиком и что у него есть «мелкоскоп», в который можно рассмотреть этот ключик.
После этого Платов посоветовал государю показать её тульским мастерам и узнать, не могут ли они «сего превзойти, чтобы англичане над русскими не предвозвышались». Государь Николай Павлович согласился на это и поручил Платову ехать на тихий Дон, чтобы узнать, как живут казаки, а по пути заехать в Тулу и показать «эту нимфозорию» (блоху) мастерам, чтобы они сделали что-нибудь удивительнее, чем англичане.
Тульские мастера взялись поддержать Платова, потому что тоже были патриотами и хотели доказать, что русские мастеровитее иностранцев.
Отношение Платова к левше характеризует его как человека нетерпеливого, гневного, но справедливого. Когда на обратном пути с тихого Дона Платов приехал в Тулу и левша подал ему царскую шкатулку с блохой, он посмотрел на блоху и решил, что тульские мастера ничего не сделали с ней. Нетерпеливый Платов не рассмотрел, как следует, блоху, а сразу «начал ругаться словами на казацкий манер» и угрожать, что голову им снимет. Левша и другие мастера не стали ничего объяснять Платову, потому что обиделись, что он в них усомнился. Сказали они, чтобы Платов отвёз блоху к государю и добавили: «…он увидит, каковы мы у него люди и есть ли ему за нас постыжение». Платов взял левшу с собой в Петербург, чтобы там выпытать у него про то, что они сделали с блохой.
Когда дочь государя завела блоху ключиком, блоха не стала танцевать. Платов решил учинить расправу над левшой, так как подумал, что мастера испортили блоху, и отодрал его за волосы. Но когда выяснилось, что левша сумел подковать блоху, справедливый донской казак дал ему 100 рублей и извинился за то, что «за волосья отодрал».
Вывод
Образ Платова в повести «Левша» — это образ настоящего патриота, храброго и умного военачальника. Н. С. Лесков изобразил генерала Платова человеком, искренне любящим Родину. Этому герою присущи такие черты характера как честность, искренность, предусмотрительность, практичность, справедливость, нетерпеливость, горячий нрав.
Характеристика образа Платова, представленная в статье, может быть полезной для подготовки к уроку литературы и при написании сочинений.