Образ Понтия Пилата в романе «Мастер и Маргарита» Михаил Афанасьевич Булгаков создал для того, чтобы показать, что трусость — не безобидный недостаток, а страшный порок, из-за которого могут пострадать не только другие люди, но и сам человек, проявивший трусость, малодушие.
Характеристика Понтия Пилата свидетельствует о том, что этому пороку могут быть подвержены и, казалось бы, могущественные люди.
Содержание
Кто такой Понтий Пилат в истории и в романе «Мастер и Маргарита»
В реальной истории римский наместник Иудеи Понтий Пилат правил Иудеей с 26 по 36 год. Его правление ознаменовалось массовыми казнями, совершёнными без всякого суда — так сказано в исторических источниках.
У Булгакова в «Мастере и Маргарите» прокуратор Понтий Пилат — главный герой романа Мастера, сын короля-звездочёта и дочери мельника. Его резиденция «в Кесарии Стратоновой на Средиземном море», а сейчас он приехал в Ершалаим со своими легионерами, чтобы разобраться, кто виновен в беспорядках, происшедших недавно в этом городе, и следить за порядком на праздниках.
Портрет Понтия Пилата
Автор не описал подробно внешность прокуратора Иудеи. Перед читателем он предстаёт немолодым человеком с лысеющей головой и с бритым желтоватым лицом, красневшим в гневе и с больными, мутными, «мёртвыми» глазами. Такие «мученические глаза» были из-за сильных головных болей — Понтий Пилат страдал болезнью, которая называется гемикранией. Голос у него хрипловатый, сорванный командами, походка шаркающая, кавалерийская. Одет он в белый плащ «с кровавым подбоем» («багряной подбивкой»), стянутый у горла пряжкой.
Характер
Раньше, когда Понтий Пилат ещё не имел титул прокуратора и не занимал должность наместника Иудеи, он командовал кавалерийской турмой, участвовал в боях с германцами, был храбрым воином и считал, что трусость — «это самый страшный порок» (однако именно трусость проявил в дальнейшем Понтий Пилат, отправив Иешуа на казнь).
Став государственным деятелем, выслужив высокую должность, герой переродился из человека прямого действия и прямого слова в опытного и тонкого политика. Он научился искусству политической игры: маневрировал, лицемерил, хитрил. Так как герой обычно имел дело с себе подобными, то поверил в силу этого искусства, отрицая силу чувств и нормальных человеческих отношений. Это привело к тому, что он стал одинок. Собаку Понтия Пилата звали Банга, и этот пёс был единственным другом Понтия Пилата.
С людьми же прокуратор был надменен, вспыльчив, жесток. «В Ершалаиме все шепчут про меня, что я свирепое чудовище, и это совершенно верно», — говорит прокуратор подследственному из Галилеи Иешуа Га-Ноцри.
Понтий Пилат и Иешуа Га-Ноцри
Понтий Пилат утверждает смертный приговор Иешуа Га-Ноцри, мирному бродячему философу, под давлением Синедриона и разгневанной толпы. Этим он проявил трусость, которую считал самым главным человеческим пороком. Но не был прокуратор готов рисковать своей карьерой, ведь простодушный, наивный юный бродячий философ проповедовал о том, что «всякая власть является насилием» и что настанет «царство истины и справедливости, где вообще не будет надобна никакая власть».
Понтий Пилат не спас Иешуа, хотя хотел спасти его, мечтая поселить в своей резиденции в Кесарии, чтобы там тот избавлял его от приступов головной боли. Он понимал, что перед ним не преступник, а добрый, наивный молодой философ, но в его душе политик побеждает человека, и он не решился воспротивиться воле Синедриона освободить в честь праздника Пасхи разбойника Вар-раввана, а Иешуа Га-Ноцри казнить.
Наказан Понтий Пилат за свою трусость тем, что стал бессмертен, но ненавидит и своё бессмертие, и свою славу. Около 2 тысяч лет он сидел в пустынной каменистой местности и спал, видя во сне лунную дорогу, по которой он хотел бы идти и разговаривать с Га-Ноцри. А когда наступает полнолуние, его терзает бессонница и мучает совесть.
Вывод
В конце романа Воланд разрешает Мастеру кончить роман о Понтии Пилате одной фразой, и тот крикнул: «Свободен! Свободен! Он ждёт тебя!» И прощённый «жестокий пятый прокуратор Иудеи всадник Понтий Пилат» побежал вслед за своим псом Бангой по лунной дороге, чтобы встретиться с Иешуа и беседовать с ним.
Образ Понтия Пилата в романе «Мастер и Маргарита» и повествование о судьбе этого героя раскрывают тему трусости, малодушия и тему прощения.
Характеристика образа Понтия Пилата, представленная в статье, может быть полезной для подготовки к уроку литературы и при написании сочинений.