Образ попа в поэме «Кому на Руси жить хорошо» Николай Алексеевич Некрасов создал, чтобы показать, какова стала жизнь священников после отмены крепостного права. Характеристика попа показывает его отношение к изменениям, происходящим в России, и выявляет черты личности этого персонажа поэмы.
Содержание
Описание попа
Встреча с попом у семи мужиков-странников произошла на широкой дороге. В конце дня они увидели, что по дороге едет священник и загородили его мерину дорогу.
О внешности попа автор сообщает совсем немного: на нём широкая шляпа, и у него строгое лицо.
На вопрос странников, как живётся попу на Руси, «сладка ли жизнь поповская» он пообещал сказать им «правду-истину» и начал свой рассказ, причём в речи его встречались церковные слова (например, «братия», «аминь», «несу мой крест с терпением»).
Рассказ героя
Во-первых, священник определил, что такое счастье. По его мнению, это «покой, богатство, честь», и странники с ним согласились.
Далее он рассказывает о том, что покоя-то священникам нет: приход большой, дороги здесь трудные, но священник должен идти хоть ночью, хоть в мороз, хоть в ненастье туда, «куда зовут» к больному, умирающему или на крестины младенца. Нет покоя и душе попа, когда его сердце болит за умирающего и за остающихся сиротами.
О почёте он сам спрашивает странников, кого они называют породой жеребячьею, с кем боятся встречи на дороге, о ком слагают всякую хулу. Крестьяне замялись и молчат, ведь ясно, что так народ относится к попам, потому что пошатнулось их доверие к религии и к её служителям, проповедующим смирение и покорность.
Затем священник говорит: «Теперь посмотрим, братья, // Откудова богачество // Поповское идёт?..» Он рассказывает, что раньше помещики жили в своих дворянских усадьбах, много было тогда свадеб, много рождалось детей. Священники жили тогда в достатке, так как помещики у них и венчались, и крестили детей, и самих помещиков приходилось попам отпевать. За всё это они получали плату. Сейчас многие поместья опустели, переехали помещики в российские города или за границу. Приходится священникам жить на плату за обряды богослужения, совершаемые по просьбе крестьян: «Сбирай мирские гривенки, // Да пироги по праздникам, // Да яйца о святой. // Крестьянин сам нуждается, // И рад бы дал, да нечего…»
Поп говорит, что здесь деревни бедные, «а в них крестьяне хворые», которым он искренне сочувствует. Когда в крестьянской семье умирает кормилец, зовёт осиротевшая семья священника его отпевать и дают ему за это медные пятаки. Жалко ему бедняков, но и с них приходится брать ему плату за обряд. «Не брать — так нечем жить…» — говорит он странникам.
Вывод
Счастье попа в поэме Николая Алексеевича Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» — это «покой, богатство, честь», но оно сейчас ему недостижимо, ведь после отмены крепостного права «перевелись помещики», а от них и зависело его благополучие. Крестьян он жалеет, но всё же берёт за совершение обрядов богослужения их гроши и пятаки.
Характеристика образа попа, представленная в статье, может быть полезной для подготовки к уроку литературы и при написании сочинений.