Образ и характеристика профессора Преображенского — героя повести М. А. Булгакова «Собачье сердце»

Образ профессора Преображенского в повести Михаила Афанасьевича Булгакова «Собачье сердце» — это образ смелого учёного-экспериментатора, позволяющий понять авторскую позицию по вопросу революционного вмешательства в природу и общество.

Портрет: описание внешности, характеристика речи

Профессора Преображенского звали Филипп Филиппович. Это солидный седой шестидесятилетний господин в очках с золотой оправой, с остроконечной бородкой и пушистыми усами. Когда он возмущается, лицо его багровеет или бледнеет. Одевается он хорошо: зимой носит тёплую шубу из чёрно-бурой лисы, бобровую шапку, калоши, с собой он берёт трость. На нём чёрный костюм из английского сукна, на животе сверкает золотая цепь карманных часов. Приём пациентов он ведёт в белом халате, а домашней одеждой и обувью ему служит лазоревый халат и красные туфли.

Говорит он отрывисто, строго, иногда иронически. Филипп Филиппович эмоционален, поэтому, разговаривая, иногда кричит, даже рявкает. С прислугой профессор говорит вежливо, швейцара Фёдора и кухарку Дарью Петровну называет на «вы». Он вообще почти всем говорит «вы», включая Шарикова. Со своим ассистентом он тоже вежлив, но иногда во время операций кричит на него.

К пациентам профессор обращается «голубчик», «мой дорогой», «господа», «сударыня»; членов домкома он называет «господами», Швондера — «милостивым государем».

Когда в разговоре заходит речь о сегодняшнем политическом положении, о разрухе, профессор с таким азартом и так громко критикует нынешние порядки, что пёс Шарик подумал, что он бы мог деньги на митингах зарабатывать.

Характер

Филипп Филиппович Преображенский — умный, увлечённый наукой человек. Благодаря этой своей увлечённости и работоспособности он стал профессором медицины с мировым именем. Материально профессор очень хорошо обеспечен, привык жить на широкую ногу, считает, что достоин ещё лучших условий, хочет прибавить к своим семи комнатам восьмую, под домашнюю библиотеку. По мнению уличной собаки Шарика, этот господин никого и ничего не боится оттого, что вечно сыт, «ест обильно и не ворует».

Профессор — очень эмоциональный человек горячего нрава, но он культурный человек и не приемлет никакого террора и насилия. Филипп Филиппович убеждён, что и на животных, и на людей следует действовать не силой, а только внушением.

Деятельность профессора Преображенского

Филипп Филиппович — практикующий врач. Он очень трудолюбив, работает не покладая рук — целый день ведёт платный приём пациентов. Пациенты у него специфические — они очень обеспеченные немолодые люди, многие из них занимают высокие посты. Объединяет их стремление к развратной жизни. Ради того, чтобы омолодиться, они обращаются к Преображенскому, который за приличные деньги пересаживает им органы молодых животных и следит за их процессом омоложения. То есть он разрабатывает проблему омоложения путём пересадки органов.

В результате пересадки псу Шарику гипофиза и семенных желез умершего мужчины Преображенский получил не тот результат, который хотел. Он ожидал, что перемена гипофиза даст омоложение пса, а получил полное очеловечивание Шарика. Профессор признал свою ошибку. К тому же новое существо по фамилии Шариков переняло все отрицательные качества убитого в трактире уголовника Клима Чугункина, органы которого были пересажены псу. Это сделало жизнь профессора совсем невыносимой, и он снова превратил Шарикова в собаку, сделав обратную операцию.

Отношение профессора к другим героям повести

Преображенский и Борменталь

Филипп Филиппович когда-то устроил к себе на кафедру полуголодного студента Ивана Борменталя. Этот способный студент впоследствии стал доктором и ассистировал при операциях профессору. Бывало, что на операциях эмоциональный профессор кричал на ассистента, но Борменталь на это не обижался, так как очень уважал своего учителя.

Преображенский и Швондер

К председателю домкома Швондеру у профессора очень неприязненное отношение, он относится к нему и другим членам домового комитета как к врагам. Филипп Филиппович решительно пресёк Швондера, когда он от имени общего собрания жильцов дома попросил его отказаться от двух комнат из семи. Когда Швондер сказал, что подаст на него жалобу в высшие инстанции, профессор позвонил своему очень высокопоставленному пациенту, и тот пообещал дать документ, освобождающий квартиру профессора от уплотнения.

Профессор Преображенский и Шариков

Полиграфа Полиграфовича Шарикова, человека, в которого превратился пёс Шарик в результате операции, профессор старался приучить вести себя культурно: уважительно вести себя с прислугой Зиной, не ругаться, не бросать окурки на пол и т. д. Он старается даже, чтобы Шариков развлекался — просит, чтобы Борменталь с ним сходил в цирк.

Не в силах жить в одной квартире с Шариковым, Филипп Филиппович хотел найти ему комнату, но тот отказался съезжать с профессорской квартиры. Жить рядом с Шариковым Филипп Филиппович уже не мог, он похудел, стал нервным. Борменталь очень сочувствовал ему и намеревался Шарикова покормить мышьяком, но профессор категорически был против того, чтобы его ученик совершил это преступление. Филипп Филиппович был убеждён, что идти на преступление нельзя ни при каких обстоятельствах.

Развязка произошла неожиданно. После того, как Филипп Филиппович узнал, что Шариков написал на него донос, он приказал ему убираться из квартиры. Шариков на это показал ему шиш, а в сторону Борменталя направил пистолет, но тот сумел его вырвать и схватил Шарикова. После этого учёным уже ничего не оставалось, как сделать обратную операцию, и Шариков постепенно превратился в добродушного пса Шарика.

Вывод

Казалось бы, наученный горьким опытом, профессор Преображенский должен был прекратить свои попытки вмешаться в природу человека, однако он продолжал изучать человеческий мозг. Но, возможно, он уже не будет «форсировать вопрос», а будет идти в своих исследованиях «ощупью и параллельно с природой». Образ профессора Преображенского в повести М. А. Булгакова обозначает авторскую позицию по оценке свершившейся в России революции. Булгаков считал, что революция похожа на неудачный эксперимент Преображенского, и, значит, страну нужно вернуть в её прежнее состояние.

Характеристика образа профессора Преображенского, представленная в статье, может быть полезной для подготовки к уроку литературы и при написании сочинений.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *