Образ Сатина в пьесе Максима Горького «На дне» противоречив. Он выступает выразителем взглядов автора на человека. Пьеса была создана в 1902 году, в то время Горький был увлечён идеей Ницше о сверхчеловеке.
Страстный монолог Сатина о человеке не соответствует образу жизни и поступкам этого героя. Горький в дальнейшем признал, что, эту идею вложил в его уста, так как выразить её в пьесе больше было некому.
Характеристика Сатина формируется через его монологи и диалоги с другими героями, а также через его поступки.
Содержание
Описание Сатина
Имя этого героя — Константин. Он постоялец ночлежки для бедных, которую содержит Костылев. Возраст — около 40 лет. Занимается Сатин карточным шулерством и добытые этим путём деньги пропивает. Этот человек умён, но пассивен, ему свойственна апатия и скептицизм. По мнению Луки, Константин — весёлый, приятный, бравый, неглупый, и странник недоумевает, почему такой человек живёт в ночлежке и не работает.
Речевая характеристика
Сатин — довольно образованный и начитанный человек. Константин разговорчив, и ему уже надоели обычные слова, он любит произносить просто так редкие слова и научные термины.
Разговаривает этот герой с соседями по ночлежке резко, порой грубовато. Речь Сатина характеризует его как человека насмешливого, относящегося к окружающим свысока. Он называет пожилого Луку старикашкой, стариканом, Актёра огарком, Бубнова чучелом и т. д. Ночлежникам заявляет: «Вы — все — скоты! <…> Вы — тупы, как кирпичи…»
Судьба Сатина
Прошлое этого героя было непростым. Профессия Сатина — телеграфист. Рассказывая историю своей жизни Луке, он говорит, что в молодости был «рубаха-парень… плясал великолепно, играл на гитаре, любил смешить людей…»
Сатин оказался на дне жизни, убив в запальчивости подлеца, обидевшего его сестру. В тюрьме он научился карточной игре, шулерству. Просидев в тюрьме почти 5 лет, Константин попал в ночлежку, занимается шулерством, не желая жить честным трудом. Он считает, что со дна ему не подняться, впрочем, такая нетрудовая жизнь его, по-видимому, вполне устраивает.
Философия Сатина
Жизненная позиция Константина видна в его совете Клещу, оставшемуся без инструмента, а значит, без работы: «Я тебе дам совет: ничего не делай! Просто — обременяй землю!..» Он считает, что «когда труд — удовольствие, жизнь хороша! Когда труд — обязанность, жизнь — рабство!» Этот герой почему-то считает, что кто-то должен сделать так, чтоб работа была ему приятна, и тогда, возможно, он будет трудиться.
Он осуждает Луку за его «утешительную», «примиряющую» ложь, считая её унизительной для независимого человека: «Лοжь — религия рабов и хозяев…». «Πравда — бοг свοбодного человека!».
Правда Сатина состоит в ценности свободы для человека. Монолог Сатина о человеке высокопарен, эмоционален: «Человек — вот правда! <…> Че-лο-век! Это — великолепно! Это звучит… гордо! <…> Ηадо уважать челοвека! Ηе жалеть… не унижать его жалостью… уважать надо!».
Такое мировоззрение героя не соответствует его образу жизни, ведь он живёт обманом, шулерством и не стыдится просить у вора Пепла деньги на выпивку.
Свою философию Сатин довёл до крайности — сам он уже свободен ото всего, в том числе и от нравственности и честности. Этот герой попал в ночлежку после отбытия тюремного срока, не работает, добывает деньги шулерством и не собирается изменять свою жизнь. Константин не уважает людей и не сочувствует им, он даже готов подтолкнуть к окончательной гибели Ваську Пепла, как бы в шутку посоветовав ему убить Костылева.
Вывод
Образ Сатина в пьесе Максима Горького «На дне» неоднозначен. Себя этот герой считает сильным, свободным человеком, а других ночлежников — слабыми, достойными презрения.
На самом деле он не является сильной личностью, так как его сломила тюрьма. Константин не вернулся к честной жизни, а стал жуликом, шулером, и его устраивает теперешняя жизнь.
Его убеждение, что всё в жизни зависит от самого человека, расходится с тем, что он не смог подняться со дна жизни. Роль Сатина в пьесе «На дне» состоит в том, чтобы донести до читателя и зрителя взгляды Горького на человека.
Характеристика образа Сатина, представленная в статье, может быть полезной для подготовки к уроку литературы и при написании сочинений.