Образ и характеристика Савелия — героя поэмы Николая Алексеевича Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

Образ Савелия в поэме «Кому на Руси жить хорошо» Николай Алексеевич Некрасов создал, чтобы показать противоречивость сознания крестьян, борьбу между долготерпением и бунтарским духом. Характеристика Савелия показывает, что этот герой поэмы наделён умом, мудростью, стремлением к свободе, неукротимой волей и силой духа.

Описание героя

«Савелий, богатырь святорусский» называется глава, посвящённая этому персонажу поэмы. Старик Савелий — дед Филиппа, мужа Матрёны Тимофеевны Корчагиной. Рассказ о нём семь крестьян-странников услышали от Матрёны Тимофеевны. Она и дала словесный портрет этого столетнего старца. По внешности дед напоминал медведя, особенно когда выходил из леса, согнувшись. Спина у него была согнута дугой. У него большая сивая грива и большая борода.

Этого героя отличает и физическая сила, и сила духа, а также ум, отзывчивость, сердечность.

История Савелия

Дед рассказывал историю своей жизни Матрёне, жене своего внука, а она поведала её странникам.

Раньше Савелий и его односельчане были крепостными помещика Шалашникова. Деревня стояла в дремучем лесу, кругом были топкие болота. Помещик со своим полком не мог туда пройти. Поэтому крестьяне не работали на барщине, не платили оброков. Их тревожили только медведи, но с ними крестьяне справлялись легко.

Прислал Шалашников приказ своим крепостным явиться к нему. Они не явились, тогда приехала полиция (потому что была засуха и можно было проехать по болотам). Два раза откупались от неё крестьяне мёдом, рыбой, звериными шкурами, на третий раз ничем не откупились и пришлось им идти в губернский город к Шалашникову. Оброк они ему не заплатили, и помещик начал их пороть. Долго терпели крестьяне, но сдались, дали ему деньги. Два старика посмеялись над ними — они-то несли домой нетронутые сторублёвки, спрятанные под подоплекою (в подкладке рубахи на плечах). Всем стало стыдно, и они «на церковь побожилися», что в следующий раз не посрамятся. Каждый год стал Шалашников звать к себе своих крепостных и требовать денег. Доходы с них получал небольшие, потому что при порке «сдавались люди слабые, а сильные стояли хорошо». Савелий тоже «перетерпливал». После того, как Шалашников примет дань, крестьяне за заставой делили деньги, который не отдали помещику: «Что денег-то осталося! // Дурак же ты, Шалашников!»

Хоть и порол каждый год Савелия и его земляков помещик, но «зато купцами жили» они. Когда Шалашников был убит во время войны с турками, пришёл «благоденствию крестьянскому конец».

Наследник прислал к ним немца Фогеля. Крестьяне сказали, что не могут ничего платить новому барину. Фогель приказал им, если они платить не могут, работать — окопать болото канавками. Когда работа была сделана, приказал он рубить лес: получилось просека. Фогель велел по ней возить к болоту поперечины. Получилась дорога, по ней и поехал немец в город за своей семьёй.

«И тут настала каторга // Корёжскому крестьянину — // До нитки разорил! // А драл… как сам Шалашников!» Вспоминая об этом, Савелий говорил, что терпели они, потому что были богатырями. Он был уверен, что богатырство мужиков в терпении и жалел о том, что его сила «под розгами, под палками по мелочам ушла».

18 лет терпели мужики Фогеля. Он построил фабрику, велел рыть колодец. Савелий и ещё восемь мужиков копали до полудня, очень проголодались и хотели позавтракать, да подошёл Фогель и стал их ругать, что мало сделали. Савелий легонько толкнул его плечом, потом другой толкнул, и стали все подталкивать немца к яме. Упал он туда, и мужики его закопали.

За это попали мужики в острог, там Савелий научился грамоте. Затем сослали их на каторгу в Сибирь на 20 лет. Потом Савелий жил лет 20 на поселении. Он накопил денег, вернулся на родину и жил с семьёй сына, но в отдельной горнице. Пока были у него деньги, «любили деда, холили», а теперь сын называет его «клеймёным, каторжным». «Клеймёный, да не раб!» — отвечает Савелий.

От тяжёлой жизни в душе у Савелия будто зима была, и растопил её маленький его правнук Дёмушка. Улыбнулся он своему прадедушке, и тот в ответ тоже улыбнулся. И с Савелием «чудо сталося»: стал замечать он красоту природы, любоваться цветами, в белку не смог выстрелить, пожалел её. Очень любил Савелий Дёмушку, играл с ним. Но однажды приключилась беда: заснул старик на солнышке, недоглядел за Дёмушкой, когда его мать Матрёна жала рожь. Заели мальчика свиньи, и он умер.

Савелий очень горевал и винил себя. Безутешной Матрёне он сказал: «Бог видит, как я милого // Младенца полюбил! // И я же, по грехам моим, // Сгубил дитя невинное… // Кори, казни меня!»

Размышления Савелия о народе

Свои раздумья о судьбе крестьян столетний дед поведал Матрёне, жене его внука. Он верит в богатырскую мощь народа, так как несмотря на неволю и великие мучения народ «не ломится, не валится». Однако понимает мудрый старец, что народная богатырская сила уходит только на бесконечное терпение. В его рассказе народ схож с былинным богатырём Святогором: «…тягу страшную // Поднять-то поднял он, // Да в землю сам ушёл по грудь // С натуги!»

Савелий утратил веру в божью помощь и милостивого царя: «Высоко бог, далёко царь…» Он говорит Матрёне, что у них «правды не найти».

Этот крестьянин уже понял, что волю нужно добывать не терпением и смирением. Однако видит он, как долго сносит народ розги и цепи, и временами сам проповедует смирение. «Терпи, многострадальная!» — говорит он Матрёне. Умирает Савелий в возрасте 107 лет со словами о безнадёжности крестьянской судьбы.

Вывод

Образ Савелия, богатыря святорусского, в поэме Николая Алексеевича Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» является символом пробуждающегося крестьянского сознания. В образе этого героя автор раскрыл противоречивость народного сознания, показывая и привычку вековую к покорности, к терпению, и бунтарский дух, стремление к свободе.

Характеристика образа Савелия, представленная в статье, может быть полезной для подготовки к уроку литературы и при написании сочинений.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.