Один из героев романа Ивана Александровича Гончарова «Обломов» — Андрей Штольц, друг главного героя. Его характер совершенно не похож на характер Обломова. Автор показал на примере образа Штольца новые веяния и слом вековых традиций России в середине 19 века.
Содержание
Внешность Штольца
Андрей Иванович Штольц — ровесник Ильи Ильича Обломова. Это человек лет 32–33, у него выразительные, немного зеленоватые глаза, смугловатый цвет лица. Он худощав и «весь составлен из костей, мускулов и нервов».
Происхождение, воспитание, образование
Штольц был по отцу немец, а его мать была русская дворянка.
Отец его был управляющим имением в селе Верхлёве и учителем в пансионе, устроенном им для дворянских детей. Отец привил Андрею интерес к наукам, приучил к практической деятельности. Мать научила сына любить книги, музыку.
Закончив учёбу в пансионе отца, Андрей поступил в университет. Стараясь расширить свой кругозор, он читал не только учебные издания, но и другие книги.
Андрей старался, чтобы его друг, Илья Обломов, который был равнодушен к учёбе, чем-нибудь увлёкся. Андрей снабжал его интересными книгами, но тот читал их не очень охотно. Несмотря на разницу в характерах, Штольц ценил свою дружбу с Обломовым, любил его за доброту и чистую душу.
После учёбы в университете Андрей слушал лекции в европейских университетах.
Карьера
Штольц, закончив учиться, приехал домой. Через 3 месяца отец отправил его в Петербург, так как считал, что сын должен быть самостоятельным и сам проложить себе путь к жизненному успеху. Отец не сомневался, что это ему удастся, так как Андрей был трудолюбив и упорен в достижении цели.
Прослужив некоторое время, Андрей вышел в отставку и стал участником компании, отправляющей товары за границу. Он писал проекты, ездил по делам за границу, стал обеспеченным, купил дом.
Отношение к жизни, обществу
Содержанием и целью жизни Штольца был труд. Он положил себе за правило всегда трудиться. Даже добившись многого, Андрей не собирался прекращать свою деятельность.
Работая в компании, Штольц успевал ездить в свет, театры, читать.
Штольц старался контролировать свои печали и радости. Он боялся мечты, воображения и доверял лишь тому, что может быть подвергнуто «анализу опыта».
Он умел выходить из сложных ситуаций, никогда «не болел душой». А если душа была чем-то встревожена, Андрей ехал к Обломову. Общение с добрым, доверчивым другом успокаивало его душу. Разговаривая с Ильёй Ильичом, Штольц отдыхал от светской жизни с её балами и вечерами. Но беззаботной жизни, которая была идеалом его друга, Андрей противопоставлял свой идеал — труд — и по жизни шёл бодро и твёрдо.
Отношение к женщинам, любовь
К женщинам Штольц относился спокойно, ровно, без восторженности. Он не был рабом красавиц, не унижался перед ними, не поддавался их очарованию.
К Ольге Ильинской Штольц относился как к ребёнку, но, когда встретил её в Париже, увлёкся этой девушкой. Он поразился тому, что Ольга повзрослела, её ум развился, а душа просила «опыта и жизни».
Андрей понял, что ему нельзя жить без Ольги. Он видел, что девушка боится отвечать на его любовь, и догадался, что причина этого в том, что она раньше кого-то любила.
Когда из слов девушки Андрей понял, что она любила Обломова, он объяснил ей, что это была не сама любовь, а её ожидание. Ольга была благодарна ему, что от этих его слов у неё исчезло раскаяние и горечь. Она согласилась быть женой Штольца.
Андрей и Ольга были счастливы в семейной жизни, они понимали друг друга с полуслова.
Положительные и отрицательные черты характера Штольца
Как у почти каждого человека, у Андрея Штольца были не только положительные черты характера, но и отрицательные.
К его положительным качествам можно отнести:
Штольц глубоко чувствовал, но не терял почвы из-за мечтаний. Он боялся воображения, но ведь без мечты, без воображения жизнь всё же становится беднее. Поэтому излишний рационализм и неприятие мечты можно отнести к отрицательной черте личности Штольца.
Вывод
Герой романа И. А. Гончарова «Обломов» Андрей Штольц целью своей жизни считал труд. Его идеал был прямо противоположен идеалу Обломова — беззаботной жизни.
Таким образом, писатель ставит перед читателем вопросы:
Статья может быть использована при подготовке к уроку литературы и при написании сочинений.