Образ Ситникова в романе Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети», наряду с образом Кукшиной, играет немаловажную роль в этом произведении. Ситников и Кукшина показаны автором как карикатурные двойники Базарова, чтобы подчеркнуть, что достойных единомышленников и последователей у главного героя нет.
Содержание
Происхождение, портрет, речь
Виктор Ситников появляется в XII главе романа. Этот герой является сыном богатого откупщика (то есть его отец собирает с населения налоги и отдаёт при этом в казну меньше денег, чем собрал). Ситников очень стыдится своего происхождения, но выполняет некоторые поручения отца («У моего отца здесь дело, ну, так он меня просил…» — говорит Виктор, встретив Базарова и Аркадия в губернском городе).
Был этот герой молод («молодой прогрессист» — так назвал его автор). Он небольшого роста, одет в славянофильскую венгерку, у него «чересчур элегантные перчатки». Чтобы полнее раскрыть образ Ситникова, Тургенев даёт сатирическое описание внешности героя: «Тревожное и тупое выражение сказывалось в маленьких, впрочем, приятных чертах его прилизанного лица; небольшие, словно вдавленные глаза глядели пристально и беспокойно, и смеялся он беспокойно: каким-то коротким, деревянным смехом».
Этот персонаж раболепствует перед Базаровым и, когда они были в гостях у Кукшиной, старался подражать ему, резко высказываясь по различным вопросам. Ситников считает себя прогрессистом, либералом, он с важностью объявляет: «Я люблю комфорт жизни. Это не мешает мне быть либералом».
Базаров и Ситников: взаимоотношения
Ситников относится к Базарову с подобострастием, называет себя его учеником. «Я старинный знакомый Евгения Васильевича и могу сказать — его ученик. Я ему обязан моим перерождением…» — говорит он Аркадию. Ситников, стараясь угодить своему «учителю», зазвал его в гости к «передовой женщине» Евдоксии Кукшиной, обещая, что она поставит им 3 бутылки шампанского. Когда Базаров, не прощаясь с Кукшиной, вышел вместе с Аркадием, Ситников, выскочив вслед за ними и подобострастно забегая то справа, то слева, продолжал расхваливать Кукшину как «замечательную личность» и «высоконравственное явление». Базаров указал на кабак, мимо которого они проходили, и спросил: «А это заведение твоего отца тоже нравственное явление?» Ситников с визгом рассмеялся, не зная, «чувствовать ему себя польщённым или обиженным от неожиданного тыканья Базарова».
Отношение Базарова к Ситникову презрительное, насмешливое, он с ним много не разговаривает. Ни о каком союзе с такими «прогрессистами» Евгений Базаров не помышляет. Хотя он сказал Аркадию, что Ситниковы ему нужны, он не сказал о союзе с такими людьми. «Не богам же, в самом деле, горшки обжигать!..» — заметил Евгений, подразумевая себя богом, а Ситникова тем, кто будет «горшки обжигать».
Подобострастный Ситников не обижается на то, что Базаров относится к нему пренебрежительно. Он гордится знакомством с этим нигилистом, а после смерти Евгения уверяет всех, что продолжает «дело» Базарова.
Характер, поведение
Ситникову присущи следующие черты характера:
Ситников старается быть развязным, но иногда робеет. Например, приехав незваным гостем к Одинцовой, он, как пишет Тургенев, «перепёлкой влетел в комнату», но всё же оробел и «потерялся до того, что сел на собственную шляпу».
В конце романа автор упоминает о том, сто Ситников уверяет всех, что он «продолжает „дело“ Базарова». «Отец им помыкает по-прежнему, а жена считает его дурачком… и литератором» (очевидно, из-за того, что он написал одну статейку, в которой намекнул, что некто, недавно его побивший — трус).
Вывод
Образ Ситникова в романе «Отцы и дети» выписан И. С. Тургеневым в карикатурном стиле. Автор с иронией называет его «молодым прогрессистом», а в конце произведения говорит о том, что он в данное время «толчётся в Петербурге» и готовится стать великим. Характеристика Ситникова показывает, что этот пошлый и глуповатый герой нужен в романе для того, чтобы подчеркнуть идейное одиночество главного героя, Евгения Базарова.
Характеристика образа Ситникова, представленная в статье, может быть полезной для подготовки к уроку литературы и при написании сочинений.