Образ и характеристика Татарина — героя пьесы Максима Горького «На дне»

Образ Татарина в пьесе Максима Горького «На дне» очень значим, хотя этот герой является второстепенным, незаметным. Характеристика Татарина позволит определить его роль в произведении.

Описание героя

В списке действующих лиц этот персонаж назван Татарином, хотя зовут Татарина Асан. Асаном называют его Сатин и Кривой Зоб, остальные жители ночлежки называют его князем, Татарином.

Сколько лет Татарину, автор не сообщил, возможно, это человек средних лет.

О прошлом героя, о том, как он попал на дно социальной жизни в пьесе не сказано. Возможно, он раньше был довольно богат, а может быть, всё время жил в ночлежках. Сейчас Татарин — крючник, то есть носильщик, грузчик.

Горький дал этому персонажу имя одного из пророков Мухаммеда — Асан. Так же, как этот пророк, Асан проповедует честность и добродетель.

Характер, характеристика речи

Асана отличает наивность. Играя с шулерами Сатиным и Бароном в карты, он призывает их играть честно. Замечая их шулерство, он горячится: «Надо играть честна!» Сатин говорит ему: «Что мы — жулики, известно. Стало быть, зачем играл?»

Татарин рассудителен, спокоен, но, замечая нечестность, непорядок, горячится. Каждая его фраза не случайна, он всегда говорит обдуманно. Например, после просьбы Актёра помолиться за него Асан, помолчав, ответил: «Сам молись…» Можно подумать, что он просто не хочет выполнить просьбу, однако, возможно, Асан считает, что, если Актёр будет сам молиться о спасении своей души, тогда он обретёт веру.

Мировоззрение Татарина

Считается, что в пьесе «На дне» есть три правды: Луки с его жалостью к людям, Сатина с его верой в могущество человека и Бубнова с его цинизмом и равнодушием к жизни. Но в пьесе есть ещё и правда Татарина. Этот герой уверен, что нужно жить честно и соблюдать заповеди, записанные в Коране. «Магомет дал Коран, сказал: „Вот закон! Делай, как написано тут!“ Потом придёт время — Коран будет мало… время даст свой закон, новый…» Он считает, что христиане тоже должны жить по своему закону: «…ваш Коран должна быть закон…» Клещ соглашается с этим: «…надо жить — по закону… по Евангелию…»

«Не обижай человека — вот закон», — уверен Асан. О Луке он отзывается так: «Старик хорош был… закон душе имел! Кто закон душа имеет — хорош! Кто закон терял — пропал!..»

Татарин усердно молится, его соседи по ночлежке прислушиваются к его мнению, так как он отстаивает вечные нравственные ценности. Сам герой относится к ночлежникам настороженно, но без презрения, хотя не может принять шулерство Сатина и Барона и дерзость Насти («Дерзкий… вольна!» — говорит он о Насте после её скандала с Бароном).

Судьба героя

Татарин в пьесе Максима Горького «На дне» старается жить по закону Божию, стремится сохранить чистоту души. Однако судьба Татарина в конце пьесы печальна: он на работе отдавил руку и не может работать. Его приятель Кривой Зоб, тоже крючник, говорит: «Нет руки — и человека нет! <…> Иди водку пить…» Асан понимает, что у него выхода нет, о чём свидетельствуют его последние слова в пьесе: «Пить будим, гулять будим, смерть пришол — помирать будим!»

Вывод

Максим Горький, создав в пьесе «На дне» образ Татарина, показал, что этого честного человека, стремящегося сохранить свою душу чистой, несчастье и социальная среда сломали, заставили отступить от закона Корана, запрещающего алкоголь. В этом и состоит роль этого героя в пьесе — показать, что для жителей ночлежки нет уже впереди ничего обнадёживающего, нет надежды выбраться со «дна» социальной жизни.

Характеристика образа Татарина, представленная в статье, может быть полезной для подготовки к уроку литературы и при написании сочинений.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.