Правдиво нарисовав в романе «Дубровский» образ Троекурова, Александр Сергеевич Пушкин показал, как крепостное право развращало помещиков, как от природы неплохие люди становились настоящими самодурами. Характеристика Троекурова поможет лучше понять главную мысль романа «Дубровский».
Содержание
Социальное положение
Кирила Петрович Троекуров — «старинный русский барин», происходил он из знатного рода. Раньше этот помещик был военным, в конце службы имел чин генерал-аншефа. Когда он вышел в отставку, поселился в своём поместье, которое называлось Покровское.
Положение Троекурова в обществе было очень высокое. Помещик имел «большой вес в губерниях», ведь он был очень богат, у него было множество душ, то есть крепостных крестьян.
Семейное положение
Кирила Петрович женился по любви, однако скоро овдовел. У него осталась дочь, звали её Маша, она воспитывалась и обучалась дома. Был у помещика ещё внебрачный 9-летний сын Саша от гувернантки, которому он выписал из Москвы француза-учителя.
Описание Троекурова
Внешность, возраст
Сколько лет Кириле Петровичу автор не указал, но понятно, что этот помещик уже не молод (он дослужился до высокого звания и у него уже взрослая дочь).
Внешность Троекурова подробно не описана, Пушкин упоминает только о его большой физической силе и дородности (то есть он был крупного телосложения).
Занятия Троекурова
Образ жизни у Кирилы Петровича был праздный. Он занимался только тем, что объезжал свои обширные владения да устраивал у себя пиры. Этот помещик был хлебосольным и сам очень любил поесть и выпить. Во время шумных увеселений некоторые гости становились жертвами его проказ.
Кроме того, Кирила Петрович любил псовую охоту. На его псарном дворе, которым он очень гордился. Жило множество охотничьих собак.
Отношение Троекурова к людям
Чтобы не было скучно, помещик устраивал с новыми знакомыми забавы, которые сам изобретал. Например, он выдумал себе жестокую забаву: по его указанию гостя неожиданно вталкивали в комнату с привязанным голодным медведем, причём медведь не доставал только до одного угла комнаты.
Отношение Троекурова к крестьянам было жестоким. Об этом говорит Владимиру Дубровскому кучер Антон, «…у него часом и своим плохо приходится, а достанутся чужие, так он с них не только шкурку, да и мясо-то отдерёт».
Безнаказанность — причина такого жестокого отношения помещика к людям. От природы он человек неплохой и по-доброму относился к своему старому армейскому товарищу Андрею Гавриловичу Дубровскому. Троекуров уважал Дубровского-старшего, потому что знал «решительность его характера».
Но однажды дружба Троекурова и Дубровского-старшего закончилась. На псарном дворе Кирилы Петровича в разговоре с хозяином Андрей Гаврилович сказал, что вряд ли крестьянам Троекурова живётся так же хорошо, как его собакам. Один из псарей надерзил Дубровскому. Тот потребовал выслать ему этого псаря.
Кирила Петрович не послал своему другу дерзкого псаря, и тот перестал приезжать в Покровское. Затем Андрей Гаврилович и его кучер поймали двоих покровских мужиков, которые воровали лес. Дубровский велел их выпороть, а их лошадей отдать в Кистенёвку в работу.
Разгневанный Троекуров решил отомстить Дубровскому: отнять имение Дубровского через суд. Судьи, боявшиеся всемогущего и богатого помещика, вынесли приговор, по которому ему перешло имение Андрея Гавриловича. Ссора Троекурова и Дубровского и несправедливый приговор суда послужили причиной болезни и смерти Андрея Гавриловича.
Характер
Поступки Троекурова показывают, что положительные качества характера (гордость, чувство собственного достоинства) у него перешли в гордыню и высокомерие.
Пушкин показал следующие черты характера Троекурова:
Вывод
В романе Александра Сергеевича Пушкина «Дубровский» образ Кирилы Петровича Троекурова является олицетворением властолюбия, вседозволенности, надменности и непомерного самолюбия. Отношение Пушкина к Троекурову отрицательное, хотя он показал и некоторые хорошие качества этого героя (хлебосольство, прямой и общительный нрав).
Характеристика образа Троекурова, представленная в статье, может быть полезной для подготовки к уроку литературы и при написании сочинений.