Действие драмы Александра Николаевича Островского «Гроза» происходит в вымышленном приволжском городе Калинове. Несмотря на то, что он находится в красивейшем месте, его жители не чувствуют этой красоты. По словам Н. А. Добролюбова, «их жизнь течёт ровно и мирно, никакие интересы мира их не тревожат, потому что не доходят до них». Такое существование критик назвал «тёмным царством» и отметил, что эта пьеса «представляет нам идиллию „тёмного царства“, которое мало-помалу освещает нам Островский своим талантом». Развенчивает эту идиллию и характеристика «тёмного царства».
Содержание
Социальная несправедливость в «тёмном царстве»
В «тёмном царстве» города Калинова жители делятся на богатых купцов и бесправных бедняков, которых эксплуатируют эти богатеи. Кулигин говорит Борису о калиновцах: «…у кого деньги, сударь, тот старается бедного закабалить, чтобы на его труды даровые ещё больше денег наживать». Он уверен, что честным трудом бедняку никогда не заработать больше хлеба насущного.
Представители государственной власти в Калинове потворствуют богатым купцам. Самодур Дикой панибратски объясняет городничему, что не доплачивает наёмным работникам, чтобы ещё больше разбогатеть: «недоплачу я им по какой-нибудь копейке на человека, а у меня из этого тысячи составляются…»
Семейные отношения в «тёмном царстве»
Из старинных обычаев и домостроевских правил представители «тёмного царства» выбрали самые дикие. Богатый купец-самодур Дикой, которого автор пьесы недаром наделил такой фамилией, решил, что если он глава семьи, то имеет право глумиться над своим семейством и прислугой. Этот деспот не жалеет свою жену и дочерей, а племянника Бориса и его сестру, оставшихся сиротами, и подавно (скорее всего, им никогда не дождаться от него своей части бабушкиного наследства).
Купчиха Кабанова (Кабаниха) придерживается таких старинных обычаев, которые кажутся тем, кто помоложе, несуразными и даже смешными. Она, например, упрекнула Катерину в том, что не выла на крыльце после отъезда мужа по торговым делам в Москву. Чтобы не раздражать сварливую купчиху, её сын Тихон и невестка Катерина исполняют ритуал прощания: Катерина кланяется мужу в ноги, а он предупреждает её (повторяя слова матери), чтобы вела в его отсутствие себя хорошо. Для Кабанихи главное — соблюдение ритуальных форм, а что чувствуют при этом люди, ей неважно. Она не приемлет непосредственности в отношениях невестки и сына, постоянно поучает их, как они должны себя вести, постоянно ворчит не только на них, но и на всех в своём доме. Она создала у себя в доме тяжёлую атмосферу ханжества и лжи, поэтому её дочь Варвара стала обманщицей, а сын, замученный постоянными попрёками матери, стал слабохарактерным человеком.
Невежество представителей «тёмного царства»
Большинство жителей города Калинова — это представители «тёмного царства», независимо от того, богаты они или бедны. Они очень невежественны, к ним почти не проникает свет истинных знаний о мире, они не приемлют ничего нового.
Кулигин напрасно уговаривает Дикого помочь деньгами в устройстве громоотводов в городе и солнечных часов в общественном саду. Дикой считает, что солнечные часы никому не нужны, а гроза посылается людям в наказание, поэтому никакие громоотводы их не спасут.
Властители «тёмного царства», богатые купцы и купчихи, оказывают покровительство странникам и странницам, которых множество бродило в те времена по России. Странница Феклуша в восторге от приёма, который оказывают ей богатые калиновцы. В купеческих домах щедро подают ей «на бедность», а она развлекает купечество россказнями о странах, где живут люди с пёсьими головами, об огненном змее (паровозе) и т. п. Слушатели верят рассказам Феклуши, и в их душах укрепляется мнение о том, что внешний мир полон опасностей, поэтому в их мирке ничего не надо менять, что у них «обетованная земля», как называет Феклуша город Калинов. «В обетованной земле живёте! И купечество всё народ благочестивый, добродетелями многими украшенный», — восхищается она.
Вывод
«Тёмное царство» в пьесе «Гроза» А. Н. Островского характеризуется засильем самодурства, ханжества, невежества. В нём царит затхлая атмосфера неподвижности, отрицания всего нового и передового. Представителям «тёмного царства» не по нраву прогресс, научные знания. Они изо всех сил стараются сохранить свои уже отжившие устои и порядки, боятся потерять власть над зависимыми от них людьми и ощущают, что их «тёмное царство» уже не такое прочное и всемогущее, каким было раньше.
Характеристика образа «тёмного царства» из пьесы «Гроза», представленная в статье, может быть полезной для подготовки к уроку литературы и при написании сочинений.