Образ и характеристика Угрюм-Бурчеева — героя романа-хроники М. Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города»


В сатирическом романе-хронике «История одного города» Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин из множества градоначальников города Глупова представил только нескольких. Подробный рассказ об этих градоначальниках начинается главой «Органчик» и заканчивается главой «Подтверждение покаяния. Заключение». Именно в последней главе рассказывается о правлении градоначальника Угрюм-Бурчеева. Глава эта заканчивается словами: «История прекратила течение своё». Характеристика Угрюм-Бурчеева показывает не только неограниченность власти всех градоначальников Глупова, но и тупую непреклонность именно этого персонажа.

Портрет: описание внешности, характеристика речи

В архиве города Глупова хранится портрет Угрюм-Бурчеева. «Это мужчина среднего роста, с каким-то деревянным лицом, очевидно никогда не освещавшимся улыбкой». Его конический череп покрывали густые чёрные волосы, остриженные под гребёнку. Лоб у этого градоначальника узкий, покатый, нос спускался от лба книзу почти в прямом направлении, губы бледные, тонкие, щетинистые усы подстрижены, челюсти развиты, казалось, что они готовы «раздробить или перекусить пополам». Серые впавшие глаза осенены немного припухшими веками. Их взор был «чистый, без колебаний», «совершенно свободный от мысли».

Голос этого градоправителя был ровный, беззвучный. Все движения своей души он выражал единственным словом: «Зачем?» Угрюм-Бурчеев так немногословен, что его фразы можно пересчитать по-пальцам, и почти все они были командами («Гони!», «Напра-во кру-гом! за мной!», «От сих мест — до сих!» и т. п.).

Исторические аналогии

В фигурах некоторых глуповских правителей можно отыскать черты подлинных российских самодержцев и их приближённых.

Прототип Угрюм-Бурчеева — граф Алексей Андреевич Аракчеев, который пользовался огромным доверием Павла I и Александра I. Он был всевластным военным министром, главным начальником Императорской канцелярии и военных поселений, большим любителем муштры (строевой подготовки воинов) и фрунта (строевого учения войск).

Угрюм-Бурчеев схож с Аракчеевым некоторыми чертами характера и тем, что у них обоих были грандиозные планы. И всё же нельзя сказать, что этот градоначальник — сатирический портрет Аракчеева, карикатура на него, так как образ Угрюм-Бурчеева, как и образы других глуповских правителей — образ обобщённый, типический.

У Угрюм-Бурчеева говорящая фамилия. Она не только созвучна фамилии Аракчеева, но и говорит о постоянной угрюмости этого персонажа и о том, что он бродил по Глупову, «бормоча под нос невнятные слова», а из его внутренностей исходило тихое рычание.

История жизни

Угрюм-Бурчеев до своего возвышения был простым, изнурённым избиениями шпицрутенами прохвостом. Однажды его начальнику пришла в голову мысль, что подчинённые его не любят. Чтобы узнать, есть ли среди них те, кто его любит, он своим подчинённым кликнул клич: «Кто хочет доказать, что любит меня, тот пусть отрубит указательный палец руки своей!» Подчинённые на этот клич не спешили, и только Угрюм-Бурчеев вышел из рядов и возопил: «Я хочу доказать!» И тут же он раздробил себе палец тупым тесаком и улыбнулся. Начальник изумился, затем умилился и в награду за то, что Угрюм-Бурчеев его возлюбил, послал его в Глупов начальником. Там он сразу навёл ужас на обывателей своей наружностью, ведь в выражении его лица не было ничего человеческого, поэтому оно производило очень тяжёлое впечатление. Много претерпели глуповцы от такого градоначальника и, возможно, терпели бы и дальше, но однажды этот «прохвост моментально исчез, словно растаял в воздухе».

Образ жизни


Угрюм-Бурчеев вёл такой образ жизни, что страх, наводимый его внешностью на глуповцев, увеличивался:

  • Он мог спать на голой земле, спал на сеновале лишь в сильные морозы; голову клал вместо подушки на камень.
  • Он просыпался на заре и, надев вицмундир, бил в барабан.
  • Он курил чрезвычайно вонючую махорку.
  • Он ел лошадиное мясо, легко пережёвывал воловьи жилы.
  • Он 3 часа в сутки один занимался маршировкой, при этом сам себе давал команды и сам себя подвергал дисциплинарным взысканиям и бичевал себя шпицрутенами.

Глуповцы подозревали, что семья Угрюм-Бурчеева томится в подвале его дома и что он раз в день подаёт туда через железную решётку воду и хлеб. Вероятно, это было правдой, так как после его исчезновения глуповцы нашли в подвале нагих и диких существ. После того, как эти голодные существа объелись щами, они умерли.

Черты характера

Угрюм-Бурчеев был, скорее всего, человеком не жестоким, а бесчувственным и ограниченным. Заключив свою семью в подвал, он, вероятно, не считал это жестокостью, а сделал это, наверно, чтобы они не мешали ему заниматься переустройством жизни в Глупове.

Главные черты характера Угрюм-Бурчеева:

  • Ограниченность, узость кругозора, непризнание разума.
  • Решимость, «непреклонность, почти граничившая с идиотством».
  • Бесчувственность, на его лице и в поведении не проявлялось никаких эмоций.
  • Невозмутимая уверенность в том, что всё в жизни ясно, «что все вопросы давно уже решены».

Деяния


Когда Угрюм-Бурчеев отрубил свой палец, «многие думали, что он совершил этот подвиг только ради освобождения своей спины от палок; но нет, у этого прохвоста созрела своего рода идея…»

Идеалами Угрюм-Бурчеева были «прямая линия, отсутствие пестроты, простота, доведённая до наготы». Он замыслил втиснуть в прямую линию весь мир. «Прямая линия соблазняла его… ради того, что по ней можно было весь век маршировать и ни до чего не домаршироваться».

Ещё до прибытия в Глупов Угрюм-Бурчеев составил бредовый план устройства этого города. По его плану улицы будут радиусами разбегаться от площади и называться они будут ротами. Ширина их будет одинакова, все дома тоже будут одинаковы, и в каждом из них будет свой командир и свой шпион. Дома, по плану, входят во взвод, 5 взводов составляют роту, 5 рот — полк. Всего будет 4 полка, образующих, во-первых, 2 бригады и, во-вторых, дивизию. В каждом из этих подразделений будет командир и шпион. Город должен переименоваться в Непреклонск, а его жители, одетые одинаково, будут жить и работать точно по командам. Такое устройство общества Угрюм-Бурчеев считал идеальным.

Это нивеляторство (т. е. устранение различий во всём) Угрюм-Бурчеева было фанатичным. Прибыв в Глупов, он начал осуществлять свой административный бред о городе Непреклонске.

Методы управления Угрюм-Бурчеева состояли в том, что он беззвучным голосом выражал свои требования и пристально смотрел на человека. Этот взор, абсолютно свободный от мысли, никто не мог выносить. Он так воздействовал на народ, что всеми овладел ужас сразу, как он приехал в город и ещё даже не сделал никаких распоряжений. Когда же глуповцы по приказам градоначальника безропотно осуществили все его бредовые идеи, они были крайне изнурены.

За время своего правления Угрюм-Бурчеев совершил следующие деяния:

  • Разрушил город. Он первый стал разрушать топором городническое правление, а за ним и обыватели начали разрушать дома, и через 2 месяца город исчез.
  • Пытался «унять» реку. Угрюм-Бурчеев решил устранить реку, потому что она мешала ему двигаться по прямой линии. Сначала это деяние ему удалось. Река из-за плотины из всякого мусора и строительного материала остановила своё течение и разлилась по луговой стороне. Но затем река всё же прорвала плотину (вероятно, это ей помогли сделать изменники).
  • Построил новый город Непреклонск на новом месте, потому что не смог «унять» реку. Для нового города он выбрал совершенно ровную низину, «по которой можно было шагать до бесконечности».
  • Переименовал Глупов в Непреклонск.
  • Ввёл для глуповцев 3 праздника. 1-й праздник был назначен по случаю переименования Глупова в Непреклонск. 2-й праздник был в воспоминание побед, которые одержали бывшие градоначальники над обывателями. 3-й праздник — праздник «предержащих властей».

В начале правления Угрюм-Бурчеева народ находился в ужасе от его деяний и прозвал его сатаной. А когда был построен новый город Непреклонск, и градоначальник, отмечавший один из учреждённых им праздников усиленной бессонной маршировкой и сокрушённый ею, повалился на землю и захрапел, народ первый раз вздохнул свободно. Люди рассмотрели спящего градоначальника и убедились, «что это подлинный идиот — и ничего более».

Правление Угрюм-Бурчеева закончилось неожиданно. На город с севера неслось нечто: не то смерч, не то ливень. Оно приближалось, и время останавливало постепенно свой ход. Когда оно пришло, градоначальник обернулся к толпе и произнёс ясным голосом: «Придёт…» Не договорив, он под звук треска исчез, будто в воздухе растаял. Заканчивается глава словами: «История прекратила течение своё».

За время своего правления Угрюм-Бурчееву удалось осуществить свой административный бред о городе Непреклонске, но не удалось устранить реку. Когда этот градоначальник исчез, прекратила течение своё история мрачного города, его покорных, забитых обитателей и безумных правителей. Но в жизни освобождённого народа начался новый период. Подлинная история человечества подобна гордой реке, могучее течение которой не смог остановить Угрюм-Бурчеев.

Авторская позиция

Угрюм-Бурчеев у Салтыкова-Щедрина получился самым античеловечным и бездушным градоначальником Глупова. Отношение автора к Угрюм-Бурчееву передают такие определения данного персонажа: «прохвост в полном смысле этого слова», «твёрдой души прохвост», «угрюмый идиот». Салтыков-Щедрин показал, что идиот, который оказался у власти в самодержавном государстве, способен натворить множество бед, так как он — полновластный правитель. Рисуя образ Угрюм-Бурчеева, писатель использовал гротескные сатирические приёмы.

Вывод

В книге М. Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города» в числе образов градоправителей города Глупова раскрывается образ Угрюм-Бурчеева. Для этого героя идеал человеческого общежития — казармы. Образ Угрюм-Бурчеева — это символ античеловечности и бездушия. Автор показал, что Угрюм-Бурчеев опасен тем, что он, обличённый властью, обезличивал людей и делал это с доходящей до идиотизма непреклонностью. Характеристика Угрюм-Бурчеева показывает, что это самая значительная и самая зловещая фигура среди всех градоначальников Глупова. Угрюм-бурчеевщина у Салтыкова-Щедрина ставит кардинальную проблему: народ и самовластие.

Характеристика образа Угрюм-Бурчеева, представленная в статье, может быть полезной для подготовки к уроку литературы и при написании сочинений.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.