Образ и характеристика Воланда — героя романа Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита»

Образ Воланда в романе «Мастер и Маргарита» Михаил Афанасьевич Булгаков создал в противовес образу Иешуа Га-Ноцри. Однако нельзя сказать, что эти герои резко противопоставлены друг другу. Об этом свидетельствует и эпиграф к роману: «…так кто же ты, наконец? — Я часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо. Гёте „Фауст“». Характеристика Воланда показывает загадочность и неоднозначность этого персонажа.

Описание Воланда

Описание внешности героя дано в главе 1. Это высокий, гладко выбритый человек лет 40 с лишним. Он брюнет, его чёрные брови «одна выше другой», глаза разного цвета: правый чёрный, левый зелёный. «Рот какой-то кривой», на зубах «с левой стороны у него были платиновые коронки, а с правой — золотые». Словом, многое в его внешности было несимметричным, и даже «серый берет он лихо заломил на ухо». На нём был дорогой серый костюм и серые заграничные туфли. «Трость с чёрным набалдашником в виде головы пуделя» он нёс под мышкой. Таким предстал этот герой на Патриарших прудах перед Берлиозом и Бездомным.

Заговорил этот незнакомец с ними «с иностранным акцентом, но не коверкая слов», представился единственным в мире специалистом чёрной магии, историком.

А в главе 7 перед Стёпой Лиходеевым он предстал одетым в чёрное и в чёрном берете. Говорил он «низким, тяжёлым голосом и с иностранным акцентом». Представился визитёр Стёпе профессором чёрной магии Воландом.

Выразительное описание Воланда представлено в главе 22. Перед балом Маргарита увидела его сидящим на постели одетым «ночную длинную рубашку, грязную и заплатанную на левом плече» (впоследствии на балу он появился в этой же сорочке). Глаза его почему-то поменяли цвет: сейчас левый был чёрным, а правый — «с золотою искрой на дне». На груди Воланда был на золотой цепочке жук из тёмного камня с письменами на спинке.

В главе 29 при прощании с Москвой мессир (так называли Воланда Бегемот, Коровьев и Азазелло) был одет в чёрную сутану. Трость Воланда, о которой упомянуто в главе 1, в последующем, вероятно, превратилась в длинную и широкую шпагу, которой мессир пользовался как тростью, опираясь на неё.

Воланд в Москве

Воланд прибыл в Москву с целью дать ежегодный весенний бал полнолуния для оживших на одну ночь мёртвых преступников. Кроме того, его цель в Москве — узнать, как изменились люди, начавшие жить при социализме.

Бал Воланда собрал мертвецов, совершивших в своей жизни такие преступления, перед которыми бледнеют преступления москвичей (Босого, Сокова, Алоизия Могарыча).

В театре Варьете на сеансе чёрной магии мессир наблюдает за людьми, его интересует, «изменились ли эти граждане внутренне». Резюмируя наблюдение, он о людях говорит так: «Любят деньги, но ведь это всегда было… <…> Ну, легкомысленны… ну, что ж… и милосердие иногда стучится в их сердца… обыкновенные люди…» По мнению Воланда, испортил москвичей только «квартирный вопрос».

Отношение мессира к главным героям романа

В Москве Воланд и его свита выявляют у людей различные недостатки и наказывают за них. Но главные герои романа, Мастер и Маргарита, удостоены особого отношения к себе мессира. Воланд спасает Мастера и его роман потому, что этот герой отличается от писателей, состоящих в МАССОЛИТе, ничего не дающих обществу и тянущих из него для себя блага. Мастер лишён таких черт характера как алчность, приспособленчество. Он человек редкого таланта, честности, душевной чистоты.

Воланд выбрал Маргариту королевой бала, потому что на его ежегодном балу королевой должна быть местная уроженка, носящая имя Маргарита. Он оценил её такт, бесстрашие, а главное, великую любовь к Мастеру и его творению — роману о Понтии Пилате и Иешуа Га-Ноцри. Маргарита попросила у Воланда вернуть ей Мастера, о судьбе которого она не знала несколько месяцев, и мессир выполнил её просьбу. Выполнил он и просьбу Иешуа даровать Мастеру и Маргарите покой и проводил их со своей свитой к дороге, ведущей к их вечному дому.

Вывод

Роль Воланда в романе «Мастер и Маргарита» во многом определена эпиграфом, который Михаил Афанасьевич Булгаков выбрал для этого произведения. По мнению автора и некоторых исследователей его творчества, Воланд олицетворяет и зло, и благо. Этот герой не творит зло, а наблюдает за тем, как ведут себя люди, если нужно, наказывает их, и это наказание порой приводит к благу, как, например, случилось с Иваном Бездомным. Вообще образ Воланда в романе «Мастер и Маргарита» очень неоднозначен и загадочен, и интерпретировать его можно по-разному.

Характеристика образа Воланда, представленная в статье, может быть полезной для подготовки к уроку литературы и при написании сочинений.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.