Лакей Яша — один из ярких второстепенных героев пьесы Антона Павловича Чехова «Вишнёвый сад». Писатель в этом произведении показал столкновение старого и нового. Яша — представитель нового поколения прислуги, противопоставленный Фирсу, представителю старого поколения.
Содержание
Описание героя
Яша — молодой лакей помещицы Любови Андреевны Раневской, который находился вместе с ней 5 лет во Франции. Направившись в Россию, помещица взяла его с собой. Родом Яша из крестьян, но стыдится своего родства, считая себя образованным человеком. Он досадует на мать, пришедшую в начале пьесы с ним повидаться, а в финале — проститься, так как не хочет иметь уже ничего общего ни с ней, ни с другими родственниками-крестьянами.
Яша и Дуняша
Приехав со своей госпожой в её имение, лакей сразу завёл интрижку с горничной Дуняшей. Девушка была очарована молодым человеком, побывавшим за границей. Он казался ей очень умным: «…вы образованный, можете обо всём рассуждать», — говорит она лакею.
Когда Дуняша призналась Яше в своих чувствах к нему, он заявил, что «ежели девушка кого любит, то она, значит, безнравственная».
В финале пьесы Дуняша плачет и говорит лакею: «Хоть бы взглянули разочек, Яша. Вы уезжаете… меня покидаете…» Тот хладнокровно поучает её: «Что ж плакать? Ведите себя прилично, тогда не будете плакать».
Яша и Фирс
Эти герои — представители разных поколений прислуги. Фирс — олицетворение прошлого «дворянского гнезда» главных героев пьесы. Он всю жизнь свою положил на то, чтобы прислуживать господам, даже отмену крепостного права старый лакей не одобряет.
Яша уже не такой, он в первую очередь думает о себе. Он пьёт шампанское, налитое для господ, а когда ехал из Франции со своей госпожой и её дочерью Аней, то в вокзальном ресторане, где те обедали, требовал порцию и себе.
Яша грубо разговаривает с Фирсом, ему не нравится, что тот «бормочет разные неподходящие слова» (так он говорит о старом лакее Раневской). Молодой лакей говорит старому, что тот ему надоел, и даже желает ему смерти. Не случайно автор поместил в пьесу эти слова: получается, что Яша желает смерти не только Фирсу, но и старым устоям, которые олицетворяет Фирс Николаевич, верный этим устоям.
Характер
Молодой лакей Раневской — заносчивый и надменный человек. Он презирает свою Родину, простых русских людей, считая их невежественными и безнравственными. «…Страна необразованная, народ безнравственный…» — жалуется лакей своей госпоже, умоляя её взять его в Париж, если она туда поедет. Вообще он любит называть всех безнравственными, хотя сам же и является таким.
О наглости этого лакея свидетельствует не только его пренебрежительное отношение к старому Фирсу, но даже к брату Раневской Гаеву. Он с усмешкой говорит тому: «А вы, Леонид Андреич всё такой же, как были». В другой раз он объявляет Гаеву: «Я не могу без смеха вашего голоса слышать».
Лакей гордится, что жил в Париже и пил там настоящее шампанское. Узнав, что его госпожа берёт его с собой в Париж, Яша находится на седьмом небе от счастья, всё время смеётся «от удовольствия».
Чёрствость и бездуховность Яши проявляются в его отношении к матери. В начале пьесы он досадует, что она пришла его повидать после пяти лет разлуки, а в конце пьесы, узнав, что мать пришла с ним проститься, машет рукой и говорит: «Выводят только из терпения».
Уезжая во Францию, лакей Яша подводит итог своему пребыванию в России: «Насмотрелся на невежество — будет с меня».
Вывод
Образ лакея Яши, бездуховного, ограниченного человека, с его стремлением отказаться от своих предков-крестьян и постоянным указыванием на «невежество» и «безнравственность» русского народа заставляет читателя и зрителя понять, что для Чехова будущее России представлялось довольно туманным. Яша — представитель той части нового поколения, которой свойственна потеря связи со своим родом, бездуховность, цинизм. Можно сказать, что образ Яши является своеобразным предостережением автора пьесы о том, что без культуры, без патриотизма, заботе о Родине в обществе будет процветать цинизм и невежество.
Характеристика образа Яша, представленная в статье, может быть полезной для подготовки к уроку литературы и при написании сочинений.