«Звоните и приезжайте» — краткое содержание и пересказ по главам повести А. Г. Алексина

Здесь даны основные сведения о повести А. Г. Алексина «Звоните и приезжайте», представлено её краткое содержание для читательского дневника и пересказ, который можно читать по главам. Также дана краткая характеристика главного героя и других персонажей. В конце статьи указаны темы и идея этой повести.

Краткие сведения о произведении

Повесть Анатолия Георгиевича Алексина «Звоните и приезжайте» была написана в 1970 году. Повествование ведётся от лица шестиклассника, отец которого работает хирургом. Герой повести очень любит своих родителей и бабушку и старается, чтобы в семье царили согласие и любовь.

Главный герой повести

  • Мальчик, от лица которого ведётся повествование. Он учится в 6 классе, очень любит свою семью, уважает отца за его готовность помогать людям и хочет быть похожим на него.

Другие персонажи

  • Папа — работает хирургом, его призвание — помогать больным людям стать здоровыми.
  • Мама — красивая молодая женщина, не очень довольная, что её муж слишком увлечён работой, но понимающая, что он талантливый хирург и что он очень нужен людям, попавшим в беду.
  • Бабушка — живёт отдельно от семьи мальчика. Каждый вечер она приходит помогать по хозяйству его маме и старается ненавязчиво давать советы своим родным.
  • Игнатий — дальний родственник папы мальчика, приехавший к нему, чтобы он помог доказать его матери, что болезни, которую заподозрили у него врачи, у него нет.
  • Женька Могила — друг главного героя, умеющий хранить тайны.
  • Владик Бабкин — одноклассник главного героя.
  • Лиля Тарасова — новенькая ученица, в которую влюбились главный герой и Владик Бабкин. Красивая, насмешливая, хитрая девочка.
  • Валя — сосед и друг Лили, с которым она после ссоры помирилась.
  • Костя — студент-геолог, за которым когда-то во время болезни ухаживал главный герой.
  • Андрюша — молодой человек, которому помог победить болезнь папа мальчика.
  • Старушка — старушка со строгим лицом, сидевшая рядом с мальчиком на праздничном вечере в больнице.

Очень краткое содержание для читательского дневника

Главный герой повести — шестиклассник, и учится он в той же школе, в которой учились его родители. Бабушка сообщила, что Серёжа Потапов, с которым дружила мама мальчика, когда была школьницей, стал лауреатом Всероссийского конкурса. Этот Потапов учился в музыкальной школе, которая была напротив обычной школы. Там Потапов учился играть на виолончели.

Бабушка очень расхваливала Потапова, и её внуку было обидно, что она совсем не ценит его отца, который был хирургом.

Когда мальчик понял, что папа ревнует маму к Потапову, он решил делать так, чтобы маме, папе и бабушке ничто не напоминало о Потапове. Например, когда по телевизору или по радио должен был выступать этот музыкант, мальчик выключал телевизор и радио, сообщал, что у него завтра контрольная и садился заниматься.

Когда родителям по почте пришли приглашения на вечер встречи выпускников обычной и музыкальной школ, мальчик не сообщил им об этом. Всё это он делал, заботясь об отце, которому было бы неприятно, если мама встретится с Потаповым.

Папа у главного героя повести — талантливый хирург и очень добрый человек. Он не сердился, когда ему звонили ночью издалека бывшие пациенты и сокурсники. Если им нужно было приехать, он всегда предлагал остановиться у него в квартире. Всё это не нравилось маме и бабушке, но всё же они сочувствовали дальнему родственнику папы мальчика, который обратился к нему, чтобы опровергнуть свой страшный диагноз. Все были счастливы, что он не подтвердился.

Новый год родители встречали у знакомых, там они поссорились и пять дней не разговаривали друг с другом. Их сын вспомнил, что слышал о том, что людей объединяет радость и горе. Он решил обрадовать родителей, устроил дома уборку, стал делать зарядку, обтираться, они хвалили его, но не помирились. Тогда мальчик сказал, что идёт ненадолго к другу Женьке, и попросил Женьку звонить к нему домой и говорить, что ждёт его, а он всё не приходит. Родители очень встревожились, а когда мальчик потихоньку пришёл домой, то увидел, что родители сидят у телефона и смотрят в глаза друг другу. Они бросились обнимать сына, а потом и друг друга.

Однажды в класс поступила новая ученица. Эта красивая девочка очень понравилась мальчику и его однокласснику Владику. Мальчик пригласил Лилю на каток, и она, посмотрев в календарик, согласилась идти туда в воскресенье 29 февраля, но только если он пройдёт испытание и заслужит право идти с ней на каток.

Начала она его испытывать, велев отнести книжку Вале со второго этажа. Сама она не хочет отдавать книжку, так как раньше дружила с Валей, а потом поссорилась. Мальчик выполнил её поручение и удивился, что Валя — это не девочка, а красивый парень лет четырнадцати. Ему стало тяжело, что Лиля раньше дружила с ним.

Затем Лиля поручила мальчику и Владику дежурить у неё в подъезде, чтобы сопровождать её в магазины или на рынок и носить сумки. Ходила она туда тогда, когда Валя играл во дворе в хоккей. Валя называл мальчиков, сопровождавших Лилю, «прилипалами» и другими прозвищами.

Однажды Лиля сказала, что в подъезде должен дежурить только тот, кто победит соперника, и Владик ударил мальчика по носу. Лиля вмиг очутилась у двери Вали и закричала, чтобы он их разнял. Валя увидел, что нос у мальчика в крови, и уважительно сказал Лиле, что вот уже и кровь за неё пролилась.

28 февраля мальчик позвонил Лиле и напомнил, что завтра она с ним пойдёт на каток. Но Лиля сказала, что завтра 1 марта, и она уже обещала в этот день пойти на каток с другим человеком. Следующим утром мальчик притаился за углом дома, где жила Лиля, и скоро увидел, что она идёт на каток с Валей.

Бабушка считала отца мальчика неудачником, а мама досадовала, что папа мог бы писать научные работы, а вместо этого делает операции. Однажды папа заболел гриппом, и его коллеги и пациенты беспрерывно звонили, так как беспокоились о нём. Мальчик просил их перезвонить вечером, чтобы и мама, придя с работы, сидела у телефона и отвечала звонившим. И они, и бабушка стали уважать папу за то, что он нужен людям.

Мальчик старался поддерживать своего отца, когда он волновался перед предстоящей трудной операцией. Однажды прооперированный им человек скончался из-за тромба в кровеносном сосуде. Отец собрался идти к старой матери этого человека, чтобы сообщить ей об этом. Мальчик пошёл с ним, так как очень жалел умершего и сочувствовал своему отцу.

Однажды перед праздником папа пригласил сына на вечер, который устраивали его коллеги. После доклада выступили трое бывших пациентов папы и очень его благодарили. Когда вечер закончился, к папе подбежал мужчина в белом халате и что-то ему сказал. Папа попросил людей проводить его сына, сказал, что ненадолго останется в больнице и убежал вместе с мужчиной в белом халате, так как кого-то нужно было спасать.

Провожавший мальчика бывший папин пациент сказал ему, что он очень похож на отца. Но мальчик понимал, что схожесть у них только внешняя, что для того, чтобы быть по-настоящему похожим на отца, ему нужно много учиться и работать над собой.

Краткий пересказ по главам (более подробный, чем краткое содержание)

Глава 1. Не моё дело

Главный герой повести учится в школе, в которой учились его родители. Однажды бабушка пришла помочь его маме по хозяйству и сообщила, что Потапов стал лауреатом Всероссийского конкурса. Оказалось, что этот Серёжа Потапов учился в школе для музыкально одарённых детей, которая была напротив обычной школы, и мама была в него влюблена, когда была в 5 классе. Потапов играл на виолончели.

Бабушка постоянно расхваливала Серёжу Потапова за его успехи, её внуку было обидно, что она не ценит его отца, работавшего хирургом.

Папа стал ревновать маму к этому Потапову. Тогда мальчик решил что-нибудь предпринять. Посоветоваться с бабушкой он не хотел, так как она бы сказала: «А сын моей соседки никогда не вмешивается в дела старших!» Мальчик подумал, что, может быть, это действительно не его дело, но всё же старался, чтобы дома не вспоминали об этом Серёже Потапове. Когда он узнал, что по телевизору будет выступать Сергей Потапов, он сел делать уроки в той комнате, где находится телевизор, выключил его и сказал родителям, что завтра контрольная.

Через некоторое время он узнал, что Потапов будет выступать по радио и перед его выступлением сел делать уроки на кухне, где стоит радиоприёмник и выключил его.

Однажды он увидел афишу с портретом Потапова у остановки трамвая, на котором родители ездили на работу. Чтобы родители не увидели её, мальчик убедил их, что ездить на троллейбусе удобнее.

Ещё он сообщил родителям, что в его классе все ребята в сочинении на тему «Кем быть?» написали, что хотят быть врачами, потому что это самая благородная профессия.

Кроме того, мальчик подготовил своего приятеля Ваську по прозвищу Паганини, как отвечать на вопросы, пригласил его в воскресенье в гости и при родителях стал спрашивать, любит ли он Сергея Прокофьева, Сергея Рахманинова и Сергея Потапова. Васька ответил, что Прокофьева и Рахманинова любит, а о Потапове никогда не слышал и не знает кто он такой.

Однажды мальчик взял в почтовом ящике две открытки и не отдал их родителям, хотя они предназначались им. Дело в том, что это были приглашения на объединённый вечер выпускников обычной и музыкальной школ. Мальчик не хотел, чтобы папа расстроился, увидев Сергея Потапова и вспомнив, что его любила мама мальчика.

В школе мальчик увидел объявление, что на вечере будет выступать лауреат Всероссийского конкурса С. Потапов, и ему стало досадно, что тот будет демонстрировать своё искусство, а папа не может у всех на глазах продемонстрировать своё искусство хирурга.

На следующий день после вечера выпускников мама спросила сына, не присылали ли ей и папе что-нибудь из школы. Он отдал открытки и сказал, что забыл их передать. Мама очень расстроилась, что сын, по её мнению, даже не понимает, что лишил её удовольствия встречи с друзьями. Ещё она добавила, что он не подумал даже об отце. «Неужели и он тебе безразличен?» — спросила мама, не зная, что сын как раз об отце и заботился, утаив приглашения на вечер.

Глава 2. Дальний родственник

Иногда ночью папе звонят из других городов его бывшие пациенты или товарищи по институту. Мама удивляется, как эти люди не понимают, что они будят папу и его семью. Но папа говорит, что их можно понять, так как они звонят издалека, и у них уже утро.

Иногда выясняется, что звонивший папин приятель хочет приехать в их город, и папа говорит ему, что он может пожить в его квартире. Мама говорит, что тот мог бы остановиться в гостинице, но папа отвечает, что в гостинице обычно нет свободных мест.

Однажды позвонила из маленького городка очень дальняя родственница папы и, плача, попросила папу посмотреть её сына, у которого серьёзное заболевание. Папа сказал, чтобы он приехал и остановился у него и что его посмотрят специалисты.

Сын вскоре приехал, его звали Игнатий, было ему лет тридцать. Он извинился за вторжение и сказал, что приехал только потому, что врачи сообщили матери его предполагаемый страшный диагноз, и он должен доказать, что этот диагноз ошибочен.

Бабушка мальчика сказала, что у неё трое знакомых с таким же диагнозом после операции стали совсем здоровы, а мама сказала Игнатию, что он будет спать на кровати, а её сын — на раскладушке. Игнатий попросил, чтобы о нём не заботились, иначе он подумает, что диагноз уже подтвердился.

Папа утром повёл Игнатия к специалистам и сказал жене и сыну, что вечером они узнают результат, но они попросили сообщить результат днём, да и бабушка пришла к ним не вечером, как обычно, а днём. Мальчик после уроков не остался на занятия в фотокружке, а поспешил домой.

Наконец папа позвонил и сообщил, что страшный диагноз точно не подтвердился, но Игнатий болен, и ему нужно делать операцию. Когда позвонила мама Игнатия, мальчик радостно сообщил ей, что диагноз не подтвердился и что Игнатий после операции выздоровеет.

Глава 3. Самый счастливый день

На зимние каникулы учительница задала домашнее сочинение «Мой самый счастливый день».

Учительница сказала, что все дни этих каникул будут для ребят счастливыми, но какой-то будет особенно счастливым, вот о нём она и задала домашнее сочинение.

В ночь под Новый год в гостях родители мальчика поссорились. Он не знал, из-за чего вышла ссора, но заметил, что утром они не разговаривали друг с другом. Когда родители ссорились, они всегда старались, чтобы их ссора не отразилась на жизни их сына. Но он очень переживал и боялся, что родители разойдутся. Целых пять дней мама и папа не разговаривали друг с другом.

Мальчик читал о том, что радость и горе людей объединяют, и решил начать с радости. Он сделал дома уборку, чтобы доставить родителям радость, они похвалили его, но не помирились. На следующий день мальчик сделал зарядку и обтирание, родители снова его похвалили, но друг с другом по-прежнему не говорили.

Тогда сын решил объединить их с помощью горя. Он сказал, что идёт к Могиле по важному делу минут на двадцать. Могилой прозвали его приятеля Женьку потому, что он всех уверял, что никогда никому не рассказывает о тайнах других людей и говорил: «Никогда! Никому! Я — могила!»

Мальчик сказал Женьке, что убежал из дому. Он попросил Женьку каждые пять минут звонить его родителям и говорить, что ждёт его, а он ещё не пришёл.

После пятого звонка родители мальчика уже сами стали звонить Женьке, чтобы узнать, пришёл ли к нему их сын. Женька сказал мальчику, что у мамы уже дрожит голос. После очередного звонка мамы Женька сообщил, что она сказала: «Мы сходим с ума!» Мальчик обрадовался, что мама сказала не «я», а «мы». Он помчался домой, тихо открыл дверь и увидел, что измученные и бледные родители сидят у телефона и смотрят в глаза друг другу. Мальчик обрадовался, что они горевали вместе, вдвоём.

Увидев сына, родители вскочили, стали его целовать и обнимать, а потом и друг друга. Это был для мальчика самый счастливый день зимних каникул.

А в домашнем сочинении он написал, что самым счастливым днём для него был тот, когда он посетил Третьяковскую галерею (хотя там был 1,5 года назад).

Глава 4. Двадцать девятое февраля

Однажды к мальчику подбежал Владик Бабкин и попросил его сказать новенькой ученице, что свободное место рядом с ним на самом деле занято. Когда новенькая подошла к мальчику и спросила, можно ли сесть рядом с ним, ему она так понравилась, что он совсем забыл о просьбе Владика и сказал, что можно.

Мальчик всё время хотел, чтобы предстать перед этой девочкой, Лилей Тарасовой, в выгодном свете. А так как он хорошо катался на коньках, то пригласил её на каток. Лиля заглянула в календарик и сказала, что пойдёт с ним на каток в воскресенье 29 февраля.

Мальчик спросил, почему так не скоро. Лиля ответила, что он должен успеть заслужить право пойти с ней на каток, и спросила, на что он способен ради неё. Мальчик решительно ответил: «На всё!»

Лиля сказала, что будет его испытывать, и сообщила, что раньше дружила с Валей, но потом они поссорились. У неё осталась Валина книжка, она велела мальчику отнести её Вале и сообщила, что Валя живёт в её подъезде.

Когда мальчику открыл дверь красивый парень лет тринадцати или четырнадцати, он спросил дома ли Валя и сказал, что ему нужно отдать ей книжку. Парень сказал: «Не ей, а ему!» Взяв книжку, он спросил: «Ты что, её паж?» Мальчику стало очень тяжело, что Лиля раньше дружила с таким красивым и дерзким парнем.

Мальчик когда-то ухаживал за заболевшим студентом-геологом Юрой, жившим по соседству. Родители Юры были в командировке, и ухаживать за ним было некому. Когда Юра выздоровел, он сказал мальчику, что если возникнет какая-нибудь трудность, пусть придёт к нему.

Мальчик пришёл к Юре и рассказал о Лиле и Вале. Юра сказал, что любовь в шестом классе — это несерьёзно, что «всё само рассосётся, рассеется».

Через некоторое время Лиля спросила мальчика, хочет ли он подежурить в её подъезде. Он сразу ответил, что хочет. Лиля сказала, что дежурить нужно для того, чтобы он был рядом, если ей понадобится его помощь. И ещё сказала, что дежурить нужно 1,5 или 2 часа в день, и что с ним вместе будет дежурить Владик Бабкин.

Мальчики стали дежурить. Когда Валя играл во дворе в хоккей, Лиля шла в магазин или на рынок. Мальчики шли с ней, а потом несли сумки, а Валя обязательно их как-нибудь называл, например, «почётным эскортом», «прилипалами», «музыкальным сопровождением». Когда он встречал их в подъезде, то всегда спрашивал: «Ну что? Заступили?..»

Однажды Лиля сказала, что в подъезде должен остаться тот, кто победит в честном бою. Тогда Владик стукнул мальчика по носу, а Лиля вмиг взлетела к двери Вали и закричала, чтобы он разнял их, иначе они убьют друг друга. Валя увидел, что у мальчика разбит нос, и сказал: «Ну вот, Лиля, из-за тебя уже пролилась кровь!» — и посмотрел на неё с уважением.

Вечером мальчик позвонил Лиле и напомнил, что завтра 29 февраля, и что он с ней пойдёт на каток. Лиля сказала, что завтра 1 марта. Мальчик совсем забыл, что в этом году нет 29 февраля. Он сказал Лиле, что завтра воскресенье, а какое число — неважно. Но девочка сказала, что 1 марта она обещала пойти на каток. «Кому?» — спросил мальчик, но Лиля только рассмеялась в ответ.

На следующее утро мальчик спрятался за углом дома, где жила Лиля, и увидел, что она пошла на каток с Валей. В ту минуту мальчик «понял, что любить нужно только человека, который достоин любви». Но от этого ему было не легче, и он снова пришёл к Юре и тот снова сказал, что любовь в его возрасте — это несерьёзно. Но это было так серьёзно, что на следующий день мальчик опять получил двойку, потому что ни о чём другом не мог думать.

Глава 5. Как ваше здоровье?

Бабушка считала папу мальчика неудачником. Она не заявляла это прямо, а иногда сообщала, что его товарищи по институту стали главными врачами, кандидатами медицинских наук и даже профессорами.

Однажды бабушка прибавила к этому, что все они приходили когда-то к нему за советами. Мама сказала, что они и сейчас приносят ему свои диссертации. Ещё она добавила, что для создания научных трудов им дают творческие отпуска, а папа и в обычный отпуск не может уже три года собраться, что хоть бы на недельку заболел и отдохнул от работы.

Скоро, действительно, папа заболел гриппом. Телефон стал постоянно звонить — люди интересовались здоровьем папы. Звонки мешали ему спать, и мальчик сначала злился. Вечером он сказал маме, что звонили раз тридцать. Мама была приятно удивлена, что о папе волнуется столько людей.

Отвечая на звонки, мальчик говорил звонившим, которые интересовались, когда папа выздоровеет, чтобы они позвонили вечером, когда его жена будет дома. И мама, вернувшись с работы, беспрерывно разговаривала по телефону с людьми, которые хотели, чтобы их или их родных оперировал именно её муж. Иногда, по просьбе мальчика, маму заменяла у телефона бабушка.

Все звонившие спрашивали, какая у папы температура. Температура была невысокая. Мальчику хотелось, чтобы они продолжали волноваться за здоровье папы, и он отвечал, что градусник разбился. Вечером им принесли три градусника.

Мальчик спросил у мамы и бабушки, неужели они думают, что, если бы виолончелист Сергей Потапов заболел, ему звонило бы столько людей и принесли бы столько градусников. Бабушка воскликнула, что разве можно сравнивать, ведь здесь речь идёт о человеческих жизнях. Мальчик сказал: «Да, он нужен людям!» «Безусловно!» — согласилась мама.

Глава 6. Егоров

У папы от сына не было секретов, он рассказывал ему и о том, что почти физически ощущает страдания своих пациентов. Мальчик знал всех тяжёлых больных по имени-отчеству, знал и их родственников, потому что они постоянно звонят папе по телефону. Папа понимает, как они волнуются, и успокаивает их.

Папа боится волновать маму и бабушку, поэтому по утрам, когда на душе у него тревожно, он громко и весело поёт. Тогда сын потихоньку спрашивает: «Что, сегодня тяжёлая операция?» — и папа отвечает, что «много отягчающих обстоятельств». Сын говорит, что верит в него, на душе у папы становится легче, и он перестаёт петь.

Вечером сын сразу понимает по лицу папы, как себя чувствует больной, которого папа оперировал. Однажды вечером папино лицо было не грустным и не весёлым. Оказалось, его пациент Иван Павлович Егоров умер. Операцию он перенёс хорошо, но потом у него образовался тромб, то есть сгусточек крови.

Папа сказал, что матери Егорова 78 лет, Егоров не хотел, чтобы она волновалась, и попросил сказать ей, что операция будет дней через пять. Папа сказал, что сейчас пойдёт к ней, чтобы всё сказать. Сын сказал, что пойдёт с ним, и папа согласился.

Когда они подошли к дому, где жил Егоров, выяснилось, что папа не знает номера квартиры. Он спросил, где квартира Егорова, у мужчины, который поливал из шланга траву и кусты. Тот подумал, что папа ведёт сына к Ивану Павловичу на исправление, и сказал, что у них в доме, как только парень станет плохо себя вести, родители ведут его к Егорову, так как он имеет к таким мальчикам подход. Подошедшая женщина сказала, что скорей бы Иван Павлович выздоравливал, что он помог её сыну, совсем не способному к математике, полюбить этот предмет. Она сказала, что Иван Павлович живёт в седьмой квартире, и мальчик с отцом стали медленно подниматься на второй этаж.

Глава 7. «Взрослый» вечер

Однажды у папы на работе должен был состояться праздничный вечер, и он пригласил на него сына. Там папу избрали в президиум, и строгая старушка, которая сидела рядом, сказала: «Правильно…» После короткого доклада стали выступать бывшие больные, которых вылечили лучшие врачи больницы.

К трибуне вышел огромный мужчина, и старушка сказала, что это Андрюша и что он был совсем слабый. А Андрюша с трибуны заявил, что он сейчас работает и играет в хоккей, потому что его вылечил папа мальчика. И ещё два человека сказали, что с помощью папы они «второй раз родились». А папа всё старался, сидя в президиуме, скрыться за чьей-то спиной.

После торжественной части был концерт, а потом танцы. Когда женщины приглашали папу танцевать, он извинялся и говорил, что не умеет танцевать. А Андрюша танцевал больше всех и громче всех разговаривал и смеялся.

Когда праздничный вечер закончился, в гардеробе к папе подбежал доктор в белом халате и что-то тихо сказал ему. Папа попросил проводить мальчика не то Андрюшу, не то ещё кого-то. Папа сказал, что останется здесь ненадолго и побежал за доктором. Мальчик спросил, для чего он остался, и строгая старушка сказала, что он спасать кого-нибудь будет.

Мальчика провожал Андрюша и, прощаясь, сказал, что мальчик похож на отца. Сказал так, будто наградил его. А мальчик подумал, что для того, чтобы быть похожим на такого человека, как его отец, нужно ещё много чего знать и уметь.

Заключение к краткому пересказу

В повести А. Г. Алексина «Звоните и приезжайте» раскрыты темы:

  • доброта;
  • бескорыстная помощь людям;
  • важность профессии врача;
  • призвание человека;
  • взаимоотношения в семье.

Основная мысль (идея) повести «Звоните и приезжайте»: истинное предназначение человека в том, чтобы заниматься тем, что полезно людям. Если родители добры и помогают окружающим, их дети вырастут достойными людьми.

Краткое содержание повести может пригодиться для заполнения читательского дневника, а краткий пересказ по главам — для подготовки к уроку литературы.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *